Тюнинг в общих чертах

Всю работу по модернизации автомобиля можно разделить на две части это стайлинг (styling) и тюнинг (tuning). В чем же отличия ? К стайлингу можно отнести все что улучшает внешний вид и/или салон автомобиля , но не приносит улучшения к техническим параметрам автомобиля. В качестве примера стайлинга - установка защиты капота или спойлера на заднюю дверь - это не приведет к увеличению максимальной скорости или проходимости автомобиля , но они приносят пользу по своему - не сечется песком капот и заднее стекло меньше загрязняется, да и внешний вид получается более агрессивным , вездеходным. К тюнингу можно отнести модернизацию выпускной системы ,подвески/кузова(лифтинг),трансмиссии и дифференциалов, чип-тюнинг(модернизацию блока управления),различных защит и дополнительных устройств для различных систем (освещения, выхлопной и т.д.)

 

1. Bullbars - допонительная защита на передний бампер , как правило используется как силовой элемент для лебедки, дополнительной защиты передка машины, а так же для установки дополнительной светотехники.

2. Side bars - боковая защита используется для защиты кузова от камней и грязи, а также как дополнительный силовой элемент. На экстремальном бездорожье приходится снимать (если нет лифтинга).

3. Fender Flares - расширители крыльев для защиты кузова от камней,грязи. существуют разных размеров от 2" до 5"

4. Hood Shield - защита капота опять же от камней и грязи.

5. Extended Lights - дополнительная светотехника на передней дуге и так называемая "люстра"(light bar) - на крыше.

6. Door Visors - маленькие дефлекторы на дверях в основном для того, чтобы в приоткрытые окна не летели брызги.

7. Headlight covers - накладки на фары для защиты стекол . Бывают в двух вариантах - прозрачные и затемненые, которые в отличие от тонировок, не портят световой поток (все дело в спец. полимерных гранулах распределенных в стекле - свет идет как бы через очень мелкую сеточку)

8. Muffler Upgrade - изменение выхлопной системы - от банальной насадки на выхлопную трубу до полной замены всех труб и катализатора с глушителем на High Flow Exhaust system.

9. Tailgates Covers - накладки на заднюю фару бывают пластиковые или железные решетки.

10. Rear Air Deflector - задний спойлер для защиты стекла от грязи (воздушным потоком)

11. Roof Rack - Бажник на крышу (дополнительно 100 кг груза), но не способствует экономии топлива

12. Reeling - дуги на крышу -как силовой элемент для багажника и "люстры"
 
1. Модернизация двигателя

Доводка двигателя -одна из самых сложных и дорогостоящих процедур по тюнингу машины. Многие операции требуется производить при снятом или разобранном двигателе. Самая простая операция - так называемый чип-тюнинг - когда перепрограмируется блок управления впрыском, и за счет изменения соотношения воздух-топливо и времени дозирования повышается мощность двигателя примерно на 8 -17 л.с.(в зависимости от модели двигателя). Но не смотря на кажущуюся простоту и обещанные прибавки "мощности и крутящего момента", проведение чип-тюнинга на серийном двигателе не даст ощутимой прибавки(разве что в расходе топлива).
Для того чтобы получить реальную прибавку в мощности и существенно изменить характеристики двигателя необходима кардинальная перестройка различных узлов двигателя. В головке блока необходимо заменить клапана на кованые - более прочные и качественно изготовленные, распредвал меняется на спортивный (идеально отшлифованный и отбалансированный), имеющий растянутые фазы. Также не избежать модификаций в впускной системе и системе подачи топлива, самые простые - замена впускного коллектора и расходомера воздуха. Для топливной системы меняются инжекторы и топливный насос (обеспечивающий большее давление в топливных линиях). Также осуществляется модернизация системы зажигания - ставится электронное (микропроцессорная система - самая простая - это так называемые стабилизаторы искры, позволяющие получить более стабильную и мощную искру до 350 мДж- отечественные октан-корректоры называют искру "мощной и стабильной" с энергией 50 мДж- комментарии излишни, хотя можно сделать вывод, что разработчики просто взяли схемы из журнала "Радиолюбитель".
Ну и магическое слово - турбина. Хотя есть различные типы нагнетателей, но в теорию вдаваться не будем, скажем лишь то, что все они дают хорошую "прибавку", но при этом весьма дороги. Табуну лошадей загнанных в этот двигатель позавидовал бы любой средневековый хан.

Что выходит по денежкам (цены в Америке):

- Чип-тюнинг - от 250
$
- Клапана - от 150$ до 500$
- Распредвал(ы) по 150$ - 250$
- Расходомер 250$
- Топливный насос от 150$
- Впускной коллектор от 250$
- Системы зажигания от 150$ до 600$
- Инжекторы от 800$ до 2000$
- Турбины 500$ - 3500$

2.Модернизация впускной и выпускной систем

Не будем касаться установки турбин - поскольку разработка впуска-выпуска турбированых двигателей - серьезная инженерная задача, которая решается тюнинговыми компаниями.
Начнем с самого дорогого - выпускной коллектор - идеально отшлифованный (часто вручную) спортивный выпускной коллектор из нержавейки стоит от 300 до 600 долларов в Америке. Но в России "модификация" выпускной системы сводится к удалению катализатора и установки прямоточного глушителя (задней банки). Таким образом получаем 5-7 дополнительных лошадок. На Западе все происходит более цивилизованно - заменяется катализатор на специальный, так называемый проточный (или же High Flow), который не создает обратного давления - и цена от 70 до 200 долларов. Задняя банка меняется на спортивную при цене от 40(!) до 400 долларов за баночку из нержавейки с гарантией в миллион миль(!) - BORLA дает такую гарантию.

С впускной системой тоже почти понятно -на Западе изготавливаются так называемые системы High Flow Air Intake (дословно - впускная система с высокой скоростью воздушной струи) - это система, где эффект достигается за счет замены стандартного воздушного фильтра на новый панельный фильтр в котором площадь забора и фильтрации гораздо больше. Такие системы делают и K&N, и Tornado. Также устанавливаютя так называемые Шнорхели (Пришло это понятие из подводных лодок- когда лодка шла в погруженном состоянии на дизелях, а подсос воздуха шел через трубу с поплавком на поверхности) или как говорят американцы Raised Air Intake. Это специальная труба соединенная с впускной системой и выведенная на крышу по стойке. Воздух из-за этого более холодный и менее пыльный, чем тот что подсасывается из очень горячего и пыльного машинного отсека, ну или же из под крыла. Опять же, из-за движения машины, в трубе создается давление. Единственное - придется делать дыру в крыле. Фирменые шнорхели стоят порядка 250-350 долларов, но в России встречаются мастера, которые делают их из обычных пластиковых труб используемых для канализации или же для водопровода- кому как нравится.
Можно подобрать нужный диаметр, и эти трубы дивно гнутся и мнутся в любую форму, при использовании промышленного фена. Также есть еще, так называемые Air Grab, или же воздухозаборники, устанавливаемые на капот. Стоят такие воздухозаборники недорого - от 20 до 60 долларов в зависимости от размера и материала. Но если вода окатит капот- есть шанс залить впуск.К системе также можно пришлепать Exhaust Extender - чисто джиповская задумка - для преодоления водных преград - это опять же труба выведенная на уровень крыши, но в отличие от шнорхеля, это сьемная труба.
 
3.Модернизация подвески и трансмиссии

Основная цель этой операции - повысить проходимость машины. Что получаем модернизируя подвеску - повышается клиренс, уменьшаются свесы, увеличивается ход подвески. Для этого существуют так называемые Lift Kits, которые включают в себя как подушки, так и удлиненные элементы подвески (амортизаторы, иногда еще и более жесткие торсионы, рулевые тяги и т.д.) Наиболее известные и естественно дорогие киты - наборы компании TrailMaster. Но самый дешевый способ - это боди лифт - или же подъем кузова над рамой - соответственно можно поставить большие колеса без боязни задеть арки. Помимо всего выпускаются полиуретановые наборы всех резинок, депферов и сайлент-блоков подвески. Отдельные компании выпускают совершенно новые раллийные шасси - пример Tomken Suspension Kit.

 
Модернизация трансмиссии и дифференциалов достаточна сложна и трудоемка.

Что можно сделать:

- Обычный джиппер может ограничиться только заменой комплекта сцепления, причем некоторые фирмы делают достаточно профессиональные и качественные комплекты, расчитанные на тяжелые условия эксплуатации. Цена порядка 300 долларов за самый навороченный комплект компании CenterForce.

- Для профи изготавливаются более сложные киты с диском из композитных материалов (с кевларом, например) или даже многодисковые сцепления. Но цена в этой категории начинается от 500 долларов. На Западе еще популярна замена пары "ведущая шестерня - зубчатый венец" в дифференциалах. Есть зависимость размера колес и передаточного числа. Так на 33" колеса рекомендуемое число - 4.88, а на 35-37" - 5.29. Цена - до $200

- Можно установить доп. блокировки (или заменить LSD на принудительную), но это все очень дорого - цена начинается от 500 долларов за LSD или блокируемый диф и 700 долларов за центральный диф. Cейчас уже есть разработки электромагнитных блокировок (от TrackTech).

- Многие еще меняют автоматическую блокировку ступиц на ручную - более надежную. Цена 60-80 долларов.

Ну вот пожалуй и все что можно сделать с трансмиссией. Мы не касаемся всяких мелких деталей, типа шрусов с максимальным поворотом, доп. рычагов поддержки моста, чтобы не вырвать крестовины при прыжках, и различных защит.

 
4.Тормозная система

Далее следует модернизация тормозной системы (большие диски, суппорта, главный тормозной цилиндр).Этот пункт остается нераскрытым поскольку радикально нового ничего пока не придумано, собственно говоря покупаются просто Rally Brake Complect за 3000$ и все. В этих системах различные компоненты сделаны из композитных материалов и расчитаны на большие скорости и перегрузки. Есть информация что известная компания Brembo ведет разработки электромагнитных тормозов, и уже есть опытные образцы. Плюсы очевидны - нет инертности гидравлической системы (т.е. срабатывает мгновенно - быстро электрончики бегают) , нет лишних устройств, типа вауукумника, главного тормозного, распределительного. Есть только блок управления и датчики. А минус пока один - высокое энергопотребление, которое надо либо снижать, либо придумывать новые источники питания.


5.Кузовной тюнинг
 
Собственно это уже подготовка к ралли-рейду и есть специальные документы регламентирующие степень подготовки автомобиля по тому или иному классу. "По мелочи" можно сделать следующее :

- Заменяются крылья и капот на фибергласовые

- В более сложном и профессиональном варианте заменяется весь кузов на пластиковый (как на изделиях ателье Шлессера) Но при этом как правило полностью меняется салон- вернее ликвидируется как класс, так например, убираются все обшивки и шумоизоляция , бензобак увеличивается в размерах (до 400 л) и весь салон сзади водительского места превращается в место для оборудования. Вообще вся эта подготовка делается в комплексе вместе с заменой всех систем автомобиля.

- Ставится внутренний защитный каркас из труб и т.д.

В качестве послесловия...

При наличии определенной суммы, практически из любого джипа можно сделать или раллийный болид, или "сумасшедшую грязедавилку" - все зависит от вашего желания. Главное задайте себе вопрос - "Что мне нужно?"


По материалам сайта www.terrano.spb.ru
 
Designed by Mercator, 2003