Тимоновские горячие источники.
22 - 24 августа 2003 г.

Легенда гласит, в восемнадцатом веке жил-был на Камчатке священно служитель Тимон, и заболел он страшной неизлечимой болезнью. Здоровье его ухудшалось, и не было уже ни каких надежд на исцеление. Тогда камчадалы, зная целебные свойства горячих источников находящихся недалеко от святой сопки-вулкана Бакенинг, в одном из ущелий, по берегам горной реки, отвезли его туда и оставили в землянке. А дело было осенью. На следующий год, русские служивые люди вспомнили об отце Тимоне, и летом, когда вода в реках спала, поехали с камчадалами к источникам, с целью придать земле останки старца, по православной традиции. Но каково же было их изумление, когда вместо мертвеца они встретили окрепшего и вполне здорового человека. С тех пор и прижилось название у источников - Тимоновские.
Впоследствии Тимоновской назвали сопку - потухший вулкан, под которой находятся источники, высотой 1698 м.. Речку, левый приток Средней Авачи, по берегам которой расположены источники, назвали Тимоновская. Район, по которому протекает эта речка, ниже источников и до устья, называется Тимоновская падь. Река Тимонова - правый приток Левой Авачи. Есть зоологический заказник Тимоновский, но о нем отдельно.
Наконец пятница, решили одни больше не ездить в дальние путешествия, чтобы не заставлять переживать своих близких, особенно после Налычева, когда на наш поиск отправились спасатели МЧС.
Сбор был назначен в 13-30 у весовой, в районе п. Раздольный. Опаздываем, время 13-50, подъезжаем к весовой, наших попутчиков нет. Стоит зеленый москвич, спрашиваем, видели два задранных джипа? Говорят: да, минут десять как проехали. Мчимся вдогонку. Через километров пять останавливаем ЗИЛ с сеном, ответ - минут пять как проехали. Еще по грунтовке догоняем длинный сафарик, но не наш. Едем дальше, дождь, временами просто ливень, направление гидропост на Левой Аваче. Только в том районе можно реально переправиться через эту речку. Путь лежит по знакомой нам дороге, мимо фермы (см. записки, Левая Авача), но затем, не доезжая до скалы, левый поворот, он там один, а дальше дорога приведет к подвесной переправе через реку. На другой стороне дом и хоз. постройки. Можно добраться до туда и по другой дороге. Для этого, нужно доехав по грунтовке до последнего поля, которое слева, и проехав его, повернуть налево, а затем первый поворот в лес. По этой дороге мы возвращались назад. Доехав до реки, мы своих попутчиков не обнаружили.Координаты этого места: 53 гр. 29'32.8'' с.ш., 158 гр. 10'32.7'' в.д.
Здесь стояла одна машина, родственники приехали проведать работника лесничества, и люлька на подвесных канатах находилась с нашей стороны. Олег с работником переправились на ней, на другой берег, к "деду", который живет и работает тут 35 лет, и знает все броды. За одно нужно было узнать, не переезжали ли наши, хотя и со слов здесь стоявших, мы поняли, что в течение часа сюда ни кто не подъезжал. Других же бродов через Левую Авачу, чтобы проехать на Тимона нет, точнее мы о них не слышали. Через пол часа, подъехали наши. Дима на крузере и Толик с женой Катериной на большом сафарике. Олег на люльке с "дедом" подкатили с другого берега. Наш проводник сел в машину к Дмитрию, и мы дружной стайкой двинулись по дороге вниз по течению реки. Через метров четыреста подъехали к реке, и пошли по ней сложной дугой. Координаты захода в речку: 53 гр. 29'12.1'' с.ш., 158 гр. 10'13.4'' в.д.
Ехали сначала вниз по течению, затем перпендикулярно реке обходя пороги. При этом, переходя на морскую терминологию, нос приходится держать под углом к волне, т.к. начинает сносить. Постепенно, с приближением к противоположному берегу, разворачиваемся против течения и идем вверх. Заезд на берег и на дорогу гораздо выше по течению, чем спуск к реке. Ширина реки в этом месте метров 70-80. Глубина 0,8 - 1,2 м., естественно с поправкой на сезон и погоду. Течение, на морской - выпуклый, 1,2 - 1.5 м/сек. Координаты брода на правом берегу: 53 гр. 29'13.3'' с.ш., 158 гр. 10'10.8'' в.д.
Что еще сказать про брод? Самостоятельные попытки переехать в другом месте приводили к авариям. Дмитрий в прошлом году пробил мост. Основная причина тяжести проезда через Левую Авачу - валуны, при этом слишком большие камни видно по гребням и пене, а вот полуметровые и чуть меньше, совершенно себя не выдают. Я проходил речку на первой передаче, на средней скорости, с увеличением давления на газ в момент езды против течения, естественно с включенными мостами. При этом самое страшное - заглохнуть, тогда уже можно уплыть далеко. По этому, в таких ситуациях, я немного вытаскиваю подсос, хотя Олег меня за это критикует. Понятно, что без шноркеля пытаться пересечь реку не стоит. Наше обратное прохождение Левой Авачи можно посмотреть на видео-клипе.
Дальше выбираемся на дорогу которая проходит по камням вдоль берега, проезжаем постройки и постепенно поднимаемся на сопку затем спускаемся с нее┘ Описывать весь пятидесяти километровый маршрут, а именно столько примерно от брода до базы Кречета на Тимоновских источниках, по сопкам, долинам, тундрам, рекам, камням я не буду. Тем более, что это и восстановить по памяти вряд ли возможно, потому, что шли мы туда в плохую погоду и видимость была ограниченная. Дорога во время дождя была очень скользкая, и стоило чуть увеличить скорость как начинало заносить и выбрасывать с колеи. После Налычево, мы возим с собой вторую запаску на багажнике. Но из-за ям наш багажник, под тяжестью колеса, постоянно сходил с места и норовил вместе с люстрой, свалится на капот. Пытались привязать дополнительными стропами, но все безрезультатно, пока не сняли колесо и не засунули его, в и так переполненный салон.
Ехать нужно по основной колее не сворачивая влево, если будут попадаться развилки, все эти отвороты идут к Средней Аваче. Примерно, километров через десять пути, будет речка Схасык (Схацик) (53 гр. 32'56.8'' с.ш., 158 гр. 08'57.6'' в.д.), на ней есть заимка. Лесники, которые там находятся, могут попросить показать пропуск для проезда в заказник, и начать заниматься вымогательством. Лучше не останавливаться и проезжать, на самом деле, граница заказника проходит северней километров в пятнадцати от этого места. Наш Дима остановился, и пришлось за ним возвращаться и "отбивать".

Зоологический заказник "Тимоновский". Расположен в Елизовском р-оне. Границы: западная - от левого притока р. Стеновой вверх по течению до ее истоков, до Валагинского хребта; северная - по Валагинскому хребту до истоков р. Левой Авачи; восточная - от истоков р. Левой Авачи по водораздельным хребтам между реками Левой и Средней Авачей до г. Длинной через устье р. Туамок до устья первого левого притока р. Стеновой. Назначение - сохранение отдельных ландшафтов горных территорий и охрана животного мира. Площадь - 720 км.кв.
Река Туамок это правый приток Средней Авачи, её устье находится в примерных координатах 53 гр. 39' с.ш., 158 гр. 06' в.д.. Соединив на карте эту точку с вершиной горы Длинной (1510 м.) получите границу Тимоновского заказника в этом районе. А пропуск, конечно, лучше иметь.
За Схасыком следует подъем, в сырую погоду представляющий определенную трудность. В этом районе находится ферма по разведению лошадей. Спуск по скользкой дороге, тоже может быть опасен, но здесь главное не тормозить. Генеральное направление дороги на север вдоль реки Средней Авачи, хотя увидеть ее можно в это время только однажды, когда после спуска дорога проходит рядом с обрывом и внизу бежит река.
В дождь все ямы заполняются водой, и поэтому езда проходит, практически, вслепую, до момента, когда машина садится на брюхо. Реально таких мест, где без лебедки обойтись было не возможно, было не так много, но зато какие. Если не ошибаюсь, то в точке 53 гр. 41'45.4'' с.ш., 158 гр. 07'14.3'' в.д., перед рекой, дорога резко обрывается в яму заполненную водой, а дальше только лебедка может спасти. Налево есть "объезд", но там вместо воды грязь, и кто-то перекопал очень много грунта. На обратном пути, чтобы вытащить из этих мест первую машину, нужно иметь трос на лебедке длинной метров 25-30, т.к. ближе деревьев нет. Больше всего досталось крузеру, потому что электрическая лебедка в таких условиях и не тянет, и не выдерживает нагрузок, не смотря на наличие блокировки всех колес. Его вытаскивали своими лебедками, притом двумя машинами, т.к. одну по грязи тащило.
В остальных местах, когда идущая первой машина застревала, и вытаскивалась на лебедке, сзади идущие, как правило, уже на скорости препятствие преодолевали. После поворота дороги на северо-запад, несколько раз она уходит в речку и нужно идти вверх по течению и искать выезд, осложняется эта задача тем, что в реке несколько проток и по какой нужно идти не видно. В любом случае не уходите далеко по реке и ищите выезд метрах 100-150 от съезда в реку. Километров за восемь до приюта начинается каменистая дорога, приходится постоянно объезжать большие валуны, и десятки раз приходится пересекать речку. Дорога медленно идет на подъем по девственному лесу, в котором преобладают высокие тополя и таких же размеров ивы. Километров за пять до цели можно найти поваленные деревья и напилить дров, т.к. в районе приюта валежник давно сожгли, а губить деревья в заказнике ни кто не позволит.
И так, позади шесть часов пути от Левой Авачи. Упираемся в огороженный участок в 2 га, выделенный правительством Бирюкова на 25 лет авиационно-туристической компании "Кречет". Координаты: 53 гр. 48'11.8'' с.ш., 158 гр. 09'22.1'' в.д Выключаем своих "коней" и идем определиться, где будем жить эти дни. Слева кемпинг, где есть навесы от дождя, деревянные помосты для палаток, но все занято. Много детей, но они под присмотром взрослых. Идем к домам Кречета. Встречает радушная хозяйка Людмила. База и гостиница пусты, отдыхающих нет. Официальные расценки на сутки 500 руб. за койко-место. К услугам гостиница-приют, в трех этажном доме. Второй и третий этаж занимают номера с кроватями от двух до пяти человек, имеется общий туалет и душ, в прочем душ не работал. Столовая и кухня на первом этаже, готовили на газовой плите, т.к. свет строго по расписанию с 22 до 24 часов. Второе двух этажное здание - центр досуга, на первом этаже раздевалка, четыре купальни с большими ваннами, тренажеры, правда, мелочевка. На втором этаже биллиардная. Два деревянных бассейна с сиденьями, под открытым небом, вода градусов 40. Есть еще балок смотрителя, который здесь круглый год, в отличие от Людмилы, которая зимой уезжает и база закрывается до весны. Есть две вертолетных площадки. На другой стороне речки говорят, стоит еще домик лесников.
Кроме продуктов, фото-видео и банно-плавательных принадлежностей, мы с машины ни чего не доставали, даже колесо не вытаскивали. В принципе, можно сказать, попали на курорт.
Утром в субботу стало распогоживаться, и открылся прекрасный вид на окружающие нас высокие скалистые сопки. Когда сошла роса, пошли к самим источникам, которые находятся примерно в километре вверх по тропе. Невдалеке от тропы есть землянка, которая оказалась обитаемой. Перед спуском в ущелье к реке стоит деревянный православный крест с иконкой божьей матери и невдалеке, вырубленная деревянная фигура Тимона, и духа этих мест. Спускаемся в ущелье, на левом берегу источник в небольшой каменной ванне, из которой горячая вода по пластиковым трубам самотеком бежит в кречетовский приют. Чуть выше по течению мосток на другой берег к источнику с "бассейном". Горячая вода, градусов 45 вытекает прямо из скалы. Такие же выходы есть на крутых каменных берегах реки, но к ним не подойти. Чуть выше по правому берегу, источник на скале с теплой водой, из которого набирают ее для лечебного пития. Грязь, образуемая от тимоновской воды имеет оранжевый цвет, в отличие от черной пущинской. В горячей воде образуются сине-зеленые термофильные водоросли, которые можно наблюдать в "бассейне".
Что пишут об этих источниках. Они расположены на высоте 700 м. над уровнем моря. Относятся к углекислым, умеренно горячим, среднеминерализованным, слабокислым, хлоридно-гидрокарбонатным натриевым. Воду из источников также называют углекисло-кремнистой. В ней наблюдается несколько повышенное содержание брома (1,32 мг/л) и йода (0,33 мг/л).
Используя тимоновскую воду лечат: нарушения в опорно-двигательном аппарате, заболевания уха-горла-носа, нарушения обмена веществ, вторичные анемии, поражения периферической системы, заболевания органов пищеварения, кожные болезни.
А что лечил Тимон, история умалчивает. Хотя на источниках люди говорят, о нехорошей болезни старца, но эти сведения нами не проверены.
Тимоновская вода очень легко переносится организмом, находиться в ней можно продолжительное время, без вреда для здоровья, в отличие от паратунской и малкинской. На вкус кисловато-соленовато-сладковатая. Во, нагородил. Но это на мой вкус.
Покупались, набрали лечебной воды, и пошли к Людмиле на обед. После обеда биллиард.
Где-то часов в шестнадцать низко над ущельем, со стороны источников зашуршала "стрекоза" и мы наблюдали "работу" вертолета МИ-8 в деле. К этому времени пропавший с сахалинцами вертолет еще не нашли, организовали внеплановую экскурсию на однотипный борт. Вертак Кречета пришел с Долины гейзеров, привез группу "домохозяек" для купания, и через час, после пива с рыбой, ушел на Излучину.
После теплого, солнечного, субботнего дня, ночью похолодало, и пошёл сильный дождь. Утром подул умеренный северо-западный ветер, разгоняя облака и подсушивая дорогу. Дмитрий уехал рано, спешил в город. Мы на двух сафариках, после плотного Людмилиного завтрака, в одиннадцать часов, двинулись в обратный путь. В хорошую погоду ехать гораздо приятней, так как открываются прекрасные виды. Оказывается за ночь на высоких вершинах выпал снег, и Бакенинг стал седым.
Как мы и предполагали, крузер с Димой сидел в первой серьезной луже, в пятнадцати километрах от источников, при этом эл. лебедка была сожжена. Вытаскивали его лебедкой, в связке. Следующая "стоянка" была уже в выше описанном месте, где таким же образом вытаскивали крузак. Проезжая по лесотундре видели много белых грибов и лошадей, которые здесь гуляют табунами, сами по себе. Некоторые лошадки подошли к дороге, и пришлось остановиться для фотографирования. Видели группу туристов на лошадях. На гидропосту рассказывали, что нынче мало рыбы и нет ягоды в этом районе, поэтому мишки перешли на охоту за лошадьми и нескольких задрали.
До брода через Левую Авачу дошли за четыре часа.

 
Designed by Mercator, 2003