Опала.
13 сентября 2002 года, между прочим, пятница.

На Верхне-Опальские горячие источники решили ехать в пятницу, чтобы хоть один день провести там, отдохнуть, покупаться. Однако выехать из п. Коряки удалось только в 17 часов. Едем на "Сафарике" втроем Дима, Олег и автор этих строк. Путь лежит, через Елизово, Паратунку, не доезжая до Термального, правый поворот и по гравийке в сторону Мутновской геотермальной станции. Проезжаем Вилючинский вулкан, который остается с лева, поднимаемся на Вилючинский перевал, спускаемся, и новый подъем. Километров через шесть находим съезд с трассы на право, который идет в нужном нам направлении. Едем по высокогорью, никакой крупной растительности нет, в основном, камни, шлак и песок. Доезжаем до кальдеры вулкана Горелый, спуск в нее размыт дождями, которые почти неделю шли до нашей поездки. Приходится спускаться аккуратно, переезжая глубокие промоины. Ребята говорят, что в августе здесь, был большой снежник, который представлял определенную трудность при его переезде. Вообще, в это время самое малое количество снега, все, что могло растаять, растаяло, через неделю-две, здесь будет лежать свежий снег, высота где-то тысяча метров, над уровнем моря. Вершина Горелого уже в снегу, его высота 1829 м.
Спустились в кальдеру, которая представляет из себя равнину из шлака и песка, с редкими отдельно лежащими крупными валунами - вулканическими бомбами. С лева непосредственно вулкан, с права горный хребет. Вот по этому огромному полю, внутри сопок и едем на запад, дорога везде, только объезжай ручьи и камни. Но через пол километра пути на запад становиться не по себе, т.к. равнина превращается в огромное озеро. Мои попутчики говорят, что в прошлую поездку воды не было, и они ехали, прижимаясь к правому борту кальдеры, а сейчас там вода и не видно где она кончается. Прижимаемся к вулкану, но вода все равно везде, приходится увеличивать скорость, чтобы не забуксовать и остаться в озере. Глубина не большая, но вода заливает машину с крышей, дворники не справляются с потоками, практически едем в слепую, вдобавок, начинается сильное внутреннее запотевание стекол. Кое-как выбираемся из воды, прижимаясь к южной кромке кальдеры. Постепенно начинается подъем между огромными камнями, выезжаем на колею, которая, соединяясь с другими, постепенно превращается в дорогу. Несколько километров и упираемся в крутой подъем, дорога размыта, выходим из машины, Олег остается за рулем. Кричим, показываем куда, сафарик ложится на откос, прыгаем на подножку, в качестве противовеса и таким образом преодолеваем опасное место. Далее подъем трудный, но посильный. Открывается прекрасный вид на Толмачевское озеро, раскинувшееся внизу в километрах двадцати к западу. Петляем по отрогам Горелого, постепенно спускаясь в южном направлении. Закат, начинаются сумерки, на приборной доске загорается красная лампочка масленого датчика двигателя, давление по прибору зашкаливает. Останавливаемся, пытаемся разобраться, в чем дело. Что делать, возвращаться назад, пока не поздно или продолжать путь? После непродолжительной дискуссии, принимаем решение следовать на Опальские источники, т.к. масло в норме подтеков нет, видимо что-то случилось с датчиком. Едем дальше, включаем фары, внизу лужа берем левее, но застреваем, сафарик садиться на брюхо. Сзади наблюдаем приближающиеся огни машины, ближе видим газ-66. Видимо, водила решил не объезжать лужу и проехать правее нас. Но обойти сафарик ему не удалось, остановился параллельно с нами. Так и стоим ни взад, ни вперед. У нас лебедка, но зацепиться не за что, вокруг шлак, песок и местами низкая травка. Ребята надели сапоги, вылезли из машины, Соседи тоже вышли из будки, оказались военными из Вилючинска, поехали на охоту, с детьми. Решили пытаться вытащить сначала нас, с помощью лебедки, забили кувалдой лом, но после нескольких рывков он согнулся, а затем и сломался. Достали еще один, свой лом, мужики откуда-то притащили бревно, закопали его под углом от машины, дальше вбили лом, завели трос, несколько человек наваливались на бревно и висели на тросе, и таким образом с надцатой попытки, сафарику удалось выехать из лужи. Дальше в течение часа пытались дергать сафариком и его лебедкой газ-66, дергали и вперед и назад, объехать лужу оказалось не сложно, но все было бесполезно, он сидел на мостах очень плотно. Все устали, поняли, что все бесполезно. Они решили ждать большую технику, а мы поехали дальше.
Очень быстро все окрестности накрыл густой туман, все восемь фар не могли пробить его пелену, а самое неприятное, что дорога на спуске была размыта потоками воды, и образовались глубокие овраги. Приходилось по очереди идти с фонарем впереди машины и буквально ощупывать дорогу, дул сильный ветер и было очень холодно. Часа через полтора такого пути остановились в распадке между двух сопок, решили перекусить и поспать. Через некоторое время услышали шум двигателя и увидели свет фар. Вышли на дорогу, думали, это 66-му удалось выбраться, но это оказался ГТТ, ехавший в заказник с охотниками. На наши вопросы про ГАЗ-66, они сказали, что людей не видели, и их ни кто не просил его вытащить. Мы выразили недовольство их поступком, и пошли спать в машину. Пятница, 13 закончилась, наступил новый день.
Меня, как самого старшего, разместили на заднем сиденье, я развалился, как мог, на мешках с провизией и теплыми вещами, ноги вытянуть было не возможно, но, несмотря на это, сразу уснул. Проснулся от сильной тряски и завывания двигателя. Понял, что машина пытается заехать на какую-то возвышенность, но это не удается, и приходится в очередной раз скатываться вниз и разгоняясь снова брать этот подъем. Наконец-то поднялись, стало рассветать, хотя туман еще лежал, но видимость уже была нормальная. Подъемы менялись спусками, поднявшись на очередную сопку, увидели внизу горную речку, колея на спуск шла под углом, поэтому решено было проехать по вершине и спускаться к броду к речке перпендикулярно, т.к. машина высоко поднята, а грунт был мокрый, и возможность перевернуться не исключалась. Спускались на второй передаче без тормозов. Перед бродом пришлось выйти из машины, чтобы показывать Олегу переезд через речку. Она хоть и не широкая, но с крутым берегом и большими камнями. Брод был преодолен и начался последний, длинный подъем, перед спуском на относительную низменность и долину Левой Опалы. Взять подъем по колее не удалось из-за грязи, объезжали с права, по склону и с помощью лебедки. Цеплялись за кедрач, заводили трос, обхватывая несколько квадратных метров кедрача, при этом он прекрасно держит, без ущерба для себя.
Затем был спуск, проезд вдоль ручья, заросли кедрача сменялись зарослями ольхи и наконец каменной березы. Переезжая через ручьи, видели много лосося, проходила поздняя кета. В километре от источников въехали в лагерь туристов, рядом паслось десятка два лошадей. Туристы оказались европейцами, пообщались с француженкой, они путешествуют по Камчатке на лошадях. Подъехали к стану охотников, где стоял "ночной" ГТС. Обменялись любезностями. Они выразили недовольство нашим появлением в заказнике, где расположены их охотничьи угодья, мы выразили им свои претензии по поводу неоказания помощи 66-му. Я потребовал у них документы на право охоты в заказнике Олений дол. Мне их показали. Лицензия была на отстрел трех медведей. Они с неприязнью относятся к браконьерам, которые периодически появляются в этих местах и нас приняли за них. В последствии обменивались взаимными посещениями лагерей с посиделками и камчатским хлебосольством и расстались товарищами.
Верхне-Опальские горячие источники представляют из себя две, близ лежащих, группы, довольно мощных, выходов термальных вод, которые образуют небольшую горячую речку (глубиной до полу метра и шириной 2-3 м.). Речка протекает, в верхней части, по оврагу, заросшему высокими травами. Температура в бурлящих источниках высокая, думаю больше 70 градусов, дотронуться не возможно. Метров через 200-250 русло перегорожено платиной и сделан отвод для части воды в небольшой вырытый в берегу бассейн, человек на 6. Дальше речка уже теплая, и при желании можно найти места для залегания. Вокруг, не густой, березовый лес и относительная низменность.
После обеда к источникам подъехал джип Тойота Сурф с супругами геологами, а чуть позже еще один Тойота Хай-Лакс с двумя молодыми парами. Перезнакомились, накрыли общий стол и отдыхали. Геологи поделились своими впечатлениями о своих прежних путешествиях по Камчатке. Погода стояла солнечная и за два дня дорога довольно заметно подсохла. В воскресенье выехали часов в 15, всей группой из трех машин. Немного порыбачили на Левой Опале, насобирали шишек, погоняли куропаток и не спеша, за светло, часов в 10 вечера, добрались до мутновской трассы. Пришлось только один раз вытаскивать на подъеме хайлакс. Озера в кальдере уже не было, только отдельные небольшие лужи. Обменялись телефонами, и уже, не соблюдая "правила" поездки в группе, поехали каждый по своему назначению.

 
Designed by Mercator, 2003