Вояж в Налычевскую долину.
12 июля 2003 года.

Поездка к горячим источникам в Налычевской долине представляет определенные трудности, особенно в начале лета, когда ручьи и реки, текущие в этом районе из предгорий Авачинской группы вулканов, наиболее полноводны, а болота лежащие на пути следования не подсохли. Но так как, июнь и первая декада июля в этом году оказались достаточно теплыми, а ближе к центру Камчатки даже жаркими, предполагалось, что поездка не будет особо трудной в смысле ее прохождения.
В Дирекции природных парков Камчатки, к коим относится и природный парк Налычево, пропуск не дали, хотя в прошлом году обещали к нынешнему сезону подготовить стоянку для автомобилей и места для палаточного лагеря. По-видимому, другие, более неотложные проблемы сделать это не позволили, в результате автомобилисты-внедорожники остались за бортом интересов Дирекции парка. Тем не менее, прозвучало мнение, если сможете преодолеть наши два кордона стоящие на трассе, то - флаг вам в руки.
Предварительно планировался выезд в пятницу в первой половине дня, по крайней мере, не менее четырех машин, но к обеду произошла задержка, и нам пришлось выехать в час дня с Олегом самостоятельно, считая, что оставшиеся экипажи подтянутся к вечеру.
На первом кордоне шлагбаум был открыт, правда, дальше на дороге стояли два Урала, преграждая движение, пришлось объехать их "огородами". Дальше дорога была достаточно сухая, первые по пути следования реки, были для нас легко проходимы, впрочем, как и другие. Низменная часть пути менялась подъемами и спусками по сопкам, но все хорошо подсохло, так, что самые крутые из них мы не объезжали.
Остановились перед знаменитой рекой Седловиной, бурное течение, которой приводит к некоторому паническому страху перед ее переправой. Поперек, как показано на видео клипе, переправляться не рискнули, так как могло унести на камни, а страховки виде другой машины, которая смогла бы вытащить назад, не было. Вниз по течению идти нестали, потому что небыли уверены в имеющемся выезде на другой берег, хотя, как выяснилось позже - это самый безопасный проезд. Решили идти против течения, сначала вдоль левого берега, затем, не доезжая до бурунов к островку и дальше выскочить перед большим валуном на противоположном берегу, обычно так проезжают в обратную сторону. У нас все получилось, вода заливала капот, но со шноркелем это не страшно. Далее была полноводная, но более спокойная Правая Налычева и второй кордон, у которого в слякоть без лебедки проехать не возможно. Останавливаться не стали, т.к. ни кого там видно не было, хотя захватили специально три буханки хлеба и тушенки для местного работника. На этот отрезок пути, от города мы затратили три часа. Второй кордон расположен как раз на половине пути между первым кордоном и конечным пунктом нашего маршрута - Медвежьей тундрой. Далее путь лежал сначала по сопкам, мимо двух небольших озер с водоплавающей дичью, далее спуск в долину, выезд к правому берегу реки Левая Налычева, где открывается прекрасный вид на Жупановскую группу вулканов, и петляние в объезд болот между двух довольно высоких (свыше 1000м.), скалистых сопок. Далее переправа через несколько речек, включая Шумную, вода в которой, мутно-белого цвета, и подъем к конечному пункту нашего маршрута.
В девятнадцать часов сделали стоянку в естественном котловане между небольших сопок, где обычно останавливаются автотуристы. Вокруг заросли кедрача и два выезда. У кострища было оставлено большое количество дров, от прошлых посетителей, так что проблема их заготовки отпала. Возмутился, увидев разбросанные у ямы банки и бутылки, но затем обнаруженные следы медведя дали понять, кто этим занимается. Поставили палатку, развели костер и стали ждать подъезда остальных машин. Но так как никто не подъезжал, пришлось ужинать вдвоем. Ночью, из-за нежеланием встретиться с косолапым, двигатель машины не глушили и фары не выключали.
К утру так ни кто и не подъехал. Когда солнце уже довольно крепко жарило, перекусив, пошли на экскурсию в долину реки Горячей и прилегающие места.
Спустились по сопке, пересекли Медвежью тундру, перепрыгнули ручей и перешли в брод Горячую, которая на самом деле весьма холодна, а затем погрузились в теплые воды самого восточного благоустроенного бассейна. Вначале никого не было, затем подошла группа детей с инструктором.
Сам базовый лагерь - приют, где останавливаются туристы, находится в противоположной от нашего места стоянки стороне и состоит из благоустроенных деревянных домиков, включая хозпостройки, столовую и музей. Купален, вдоль р. Горячей, три, все они с вырытыми небольшими бассейнами и оборудованы деревянными раздевалками, настилами, скамейками, беседками для отдыха. Везде довольно чисто, стоят урны, чувствуется порядок.
Туристы ходят в Налычевскую долину в основном через Пиначевский перевал с ночевкой или двумя, более сложный маршрут идет через Авачинский перевал. Часть туристов доставляется на вертолетах. Другие способы посещения официально считаются отсутствующими.
То есть мы есть, но нас как бы нет. Мы совершили обход всех купален и округи, посетили трехэтажный музей природного парка Налычево, побеседовали с туристами и работниками (волонтерами), естественно, чтобы не привлекать к себе внимание, говорили, что пришли через Пиначево. Солнышко припекало, вернулись в свой лагерь, перекусили, немного отдохнули и решили в три часа дня сняться в обратный путь, одним в лесу довольно скучно, москиты доставали, медведи ходят, да и завтра праздник День рыбака, надеялись провести его в кругу семьи, планировали в девять вечера быть в городе.
Но обратный путь оказался не простым. Сначала болото, три раза пришлось вытаскивать машину с помощью лебедки. Получается так, что когда едешь на источники, все время скатываешься с довольно крутых берегов в болота и ручьи, а назад, приходится подниматься на них, но без лебедки это часто не удается. Затем, следует удар колеса о пень, который не удалось заметить из-за травы на колее, в результате разрыв покрышки и камеры и разбитый диск, это случилось в километрах трех от второго кордона, на крутом повороте в сопках. Поставили запаску, переезжаем речку у кордона дальше болотистые лужи и крутой подъем, полностью выбраться не удается, буксуем, заводим лебедку, выезжаем, запаска оказывается тоже порванной. Вроде кроме этой ямы и не было никаких видимых опасностей для колеса. Пытаемся, что-то сделать, но все бесполезно, понимаем, что колеса восстановить собственными силами не получиться. Надежда на то, что кто-то проедет, и либо поделится запаской на обратном пути, либо заберет одного из нас в город, либо, на худой конец позвонит или передаст записку.
Была суббота, и надежды еще были попасть в город в воскресенье. Так как на утро в понедельник было намечено много дел.
Пошли смотреть дом, так называемый кордон "Седловинский". Дверь оказалась завязанной на веревочку, в коридоре бардак, в комнате, даже трудно подыскать нужное слово. Все перевернуто, засыпано крупой, мукой, еще не весть чем и медвежье дерьмо, везде разбросаны качественно выполненные предупреждающие объявления: проезд запрещен - шипы, а внизу черные треугольники их символизирующие. Явно, с прошлого года здесь ни кто не жил. Короче превратились мы в "волонтеров" природного парка, на период своего вынужденного пребывания на втором кордоне. В первый день навели порядок в доме, на второй убрали территорию, немного подшаманили недостроенную баню, чтобы можно было в ней мыться. К сожалению, гвозди нашли только огромного размера, поэтому внутри сделать особо ни чего не смогли. В доме было два дивана, и довольно тепло, так, что печку-буржуйку спец. постройки ни разу не топили, а для приготовления пищи использовали свою газовую печь и костер. В общем, быт у нас был устроен довольно прилично, но ожидание оказии оказалось угнетающим, и чем больше оно длилось, тем больше было не по себе. На следующий день стало ясно, что ни кто уже не приедет, т.к. выходные заканчиваются. Идти пешком до первого кордона 30 км., по пути предстоит перебраться через семь речек, притом опасные Правую Налычева и Седловинку.
Теоретически это возможно, если не утонешь, и не съест медведь, только стоит ли рисковать. Идти назад, смысла вообще нет, поскольку в любой момент может кто ни будь подъехать.
А дома, конечно же, будет паника: не вернулись в назначенное время, не забрали жен с дачи с собаками, оставили без ключей от квартиры (все оказались в машине). Короче чувствовалось приближение грандиозной спасательной экспедиции всеми воздушными и наземными средствами. Надежда только на своих подготовленных джиперов, которые все это могут предотвратить и подъехать. Но как их предупредить?
Так прошли трое суток ожидания, только однажды услышали гул мотора, но это был вертолет, пролетавший южнее нас в сторону Жупаново, как оказалось, по информации Радио-3, Абрамович - генерал-губернатор Чукотки летал туда на отдых с рыбалкой.
Наверное, не много мест на нашей планете, где можно на дороге сидеть много дней и не встретить ни одного человека. С вечера понедельника стоял туман. В 15-00 во вторник включили в машине Радио-3 и переданный прогноз погоды на среду - продолжительные осадки, прервали наше терпение, решили подручными средствами смастерить колесо и продвигаться хоть по сто метров. Пока подбирали в коридоре, что может сгодиться для этого, услышали шум приближающейся техники.
Через некоторое время к нашей машине подъехали Дима на Ланд Краузаре, с кем мы путешествовали на Опалу в прошлом сентябре и Толик на Сафарике, том, что на видео клипе переправляется через Седловину. Правда, Толик пробил колесо, за несколько сот метров до нас. Мы ставим запаску с Краузера, Толик ставит свою. Теперь у нас запасных колес нет. Пока мы собираем вещи, ребята уезжают перехватить КАМАЗ МЧС, который они перегнали, чтобы те не переправлялись через Седловину.
Подъехав к машинам, ждущим нас на берегу Седловины, оказалось, что у большого Сафарика пробито еще одно колесо и из него торчит сваренный из больших загнутых гвоздей "ежик". Так вот о каких шипах шла речь в объявлениях валявшихся в доме на кордоне. Видимо в мутные лужи в округе накидали этих гвоздей, а объявления не развесили. Молодцы!
Сначала пытаемся отпилить гвоздь, тот, что в колесе, затем решаем вместо него вкрутить саморез с большой шляпкой и резиновой прокладкой.
ЭмЧеЭсовский "разведчик" уже был на мотоцикле, и ему сказали, что с нами все в порядке.
Через километра три встречаем, КАМАЗ МЧС, в его кузове мотоцикл, три человека и собака. Рассказываем, что произошло, спрашиваем о наличии у них ремкомплекта для починки шин, но у них, как и у нас всех, ни чего нет.
Подкачиваем колесо на большом Сафарике, КАМАЗ уступает нам дорогу, и мы продолжаем обратный путь с остановками для подкачки колеса. Километров через пятнадцать приходится его менять, т.к. быстро спускает, на первое пробитое, где оказывается два прокола, но еще не таких больших.
Дальнейший путь без приключений. В восьмом часу мы уже на Кирпичиках, на шиномонтажке. В это время по 10 каналу ТВ передают новости о том, что мы пропали.

Некоторые точки на маршруте:

Первый кордон - N 53гр. 14'54.6" E 159гр. 08'00.9";
Река Мутная, глубокий брод, двойной - N 53гр. 15'46.6" E 159гр. 10'57.7";
Река Каменистая и приток - N 53гр. 16'52.6" E 159гр. 11'33.9";
Река Седловина - N 53гр. 23'10.2" E 159гр. 07'37.2";
Река Правая Налычева, два русла - N 53гр. 24'17.1" E 159гр. 05'36.1";
Второй кордон, "Седловинский" (порог дома) - N 53гр. 24'29.1" E 159гр. 05'20.6";
В районе двух озер - N 53гр. 25'03.5" E 159гр. 03'01.7";
Река Шумная с притоками, три брода - N 53гр. 29'47.0" E 158гр. 49'46.3";
Место ночевки и стоянка - N 53гр. 30'35.7" E 158гр. 47'00.6".

 
Designed by Mercator, 2003