Хайнань.

Географическое положение, погода

Хайнань довольно большой остров, протяженность береговой черты 1500 км., расположен на самом юге Китая, через север острова проходит 20 параллель (20гр. северной широты), с тропическим климатом, т.е. зимой тепло и можно загорать и купаться. Мы находились там с 15 марта по 2 апреля 2003 г., по календарю это не зима, но у нас на Камчатке это сезон пург и небольших оттепелей. Так что температура воздуха 25-30 гр. и воды 23-25 для нас самая идеальная. Нам повезло еще и в том, что полностью солнечных дней было не слишком много, а облачные дни давали возможность не обгореть и закрепить загар, а также посетить удаленные места и горячие термальные источники.

Аренда авто, движение, дороги

Автомобильная тема меня, конечно же, интересовала, поскольку остров большой, а значит, есть где поездить и посмотреть то, чего не могут предложить туристические компании. Какое же было у меня разочарование, когда уже после принятия решения о поездке, на мои запросы турагенство ответило, что русским туристам автомобили в аренду на Хайнане не дают. Пришлось выбрать гостиницу подороже, с тем, чтобы не испортить себе отдых окончательно. Тем не менее не переставал думать и уточнять возможности по rent сar. Так мне удалось обнаружить на одном из гостиничных сайтов услугу по аренде авто. Переписка через сайт www.hainan.ru вселила надежду. Но в Хабаровске, в туркомпании "Старый город" мне еще раз подтвердили, что случаи аренды автомобилей нашими туристами им неизвестны, а работают они уже давно и специализируются только на Китае.
Летели мы на Хайнань через Гуаньджоу, куда самолеты Дальавиа летают по субботам. Отклонюсь от автомобильной темы, для информации будущим путешественникам. В магазине дьюти фри в Хабаровске, мы купили большую бутылку виски, на случай, кто его знает, что в том Китае продают. Багаж, естественно, в Гуаньжоу не открывали и транзитом отправили на другой рейс. Но при досмотре, на авиарейс в Санью, сказали, что проносить спиртное в ручной клади , нельзя. Повезло мальчику, который нас сопровождал в Гуаньджоу. Такая же история повторилась при возвращении, в Хабаровск, но уже не с нами. Мужик при посадке доставал командира самолета по поводу изъятой текилы, на что тот ему отвечал, что это внутренние правила в Китае, и вообще я у тебя ни чего не брал. При этом, пройдя досмотр, во внутренних магазинах аэропорта алкоголь можно купить и пронести на борт.
В Санье нас встречал гид переводчик китаец "Тарас" и Дима, русский студент пекинского университета, проходящий там практику, у меня был для него пакет из Хабаровска. Мы договорились с Димой о встрече на следующий день, чтобы он рассказал и показал, что возможно, но, а меня, естественно, интересовал больше всего, вопрос об аренде автомобиля. Мы приехали в гостиницу, где я обнаружил рент кар. Оказалось, что нужно ехать в Санью, дали адрес, и мы поехали. Дима общался с китайцами на их родном языке, плохо или хорошо он говорит на китайском, я не знаю, но главное они его все понимали.
Езда по дорогам, а особенно в городе привела меня в шок. Я понял, что ездить не умею, и весь опыт вождения по дорогам Америки, Испании, др. стран мне здесь не пригодится. Такие понятия как главная дорога, уступи дорогу, преимущество в движении, помеха с права, разделительная полоса, и даже движение в одном направлении у китайских водителей полностью отсутствуют или игнорируются, каждый едет, как он хочет. Главная опасность подстерегает на перекрестках. Если по нашим понятиям ты находишься на главной дороге, не расслабляйся, на Хайнане с любой стороны перед тобой может выскочить другая машина на большой скорости, при этом тебя, как бы не замечая. По этому появляется другой стиль вождения. Во-первых, гуди всегда, гуди везде. На мой наивный вопрос, но он же тебя видит?! Дмитрий отвечал, а надо, чтобы еще и слышал. Эта загадочная китайская душа, он всегда думает о своем, при этом одновременно едет на автомобиле, мотоцикле, велосипеде или идет по дороге пешком.
Кольцо! Преимущество имеет тот, кто движется быстрее, т.е. у кого более железные нервы, без опыта можно очень долго стоять, пропуская всех. Потом я понял, дорогу уступают тем, кто больше, если при этом кто на большом не дрогнет рука, а точнее нога.
Движение в городе, это дикий ужас. К недисциплинированным водителям, прибавляются сотни мотоциклистов разного типа, с тачками и телегами, сидящих по пять- шесть человек на двух колесах, порой с маленькими детьми, и еще большее количество велосипедистов и велосипедных рикш. Дима часто выезжал на встречную полосу, при том в крайний ряд и постоянно сигналил, мол, разбегайтесь, Я еду.
После увиденного, у меня желание ездить по городу, почему-то пропало. Дмитрий рассказал, что вождению его учил один китаец, который говорил: подумаешь, задавишь трех - четырех китайцев, да их так много, может уже два миллиарда, ведь никто не считал. Но с другой стороны, при столкновении, всегда прав китаец, а некоторые даже пользуются этим и разводят белолицых на деньги.
Нашли мы в Санье конторку по сдаче автомобилей в аренду, показали мне машину, на которой за десять лет, человек десять задавили точно, при этом я ничего не понял по поводу страховки. Тут Дмитрий мне предложил решить вопрос по аренде машины, которая закреплена за ним, тем более что он через два дня улетает в Пекин. Не долго думая, я согласился и вернул ключи от старой машины, которые мне уже выдали.
Через два дня мы поехали оформлять в аренду бюик шанхайской сборки. Компактная малолитражка (автомат, кондиционер, радио, СD) оказалась очень прожорливой (10 л. на 100 км.). Заплатил за аренду, внес, залог, оставил паспорт и копию водительского удостоверения. Выдали бумагу, которую должен предъявить с машиной и ключами через 15 дней. Дима помог купить сим карту для сотового телефона, при этом входящие звонки были бесплатными, а также телефонные карточки для связи с Родиной, очень удобно. Теперь мы были и на колесах и со связью, в дальнейшем очень пригодилось.
Садясь за руль, на самом деле меня успокаивали два обстоятельства, машин на дорогах, особенно за городом очень мало, даже по камчатским понятиям, и то, что основные дороги все с хорошим покрытием, либо асфальт, либо бетон, а колдобин как у нас, просто нет. За пределами города Санья на запад и восток вдоль побережья до г. Хайкоу идут соответственно две дороги West (350км.) и Еast (240 км.) Expressway. Отличные дороги, две полосы движения и одна для остановки, со встречной не пересекаются, ограничение движения 100км/час. Однако автотранспорта очень мало и некоторые, не будем показывать пальцем, давали и 150, при этом и их обгоняли, к чему я Вас не призываю. А главное, запрещено на нее заезжать мотоциклистам, велосипедистам и пешим китайцам, для них существуют другие хайвэи. В один из первых дней я выскочил на западную дорогу на 18 въезде в сторону Хайкоу, а нужно было в Санью, до следующего съезда было 27 км., а потом назад. Пришлось искать дырку. В некоторых местах стоят металлические заборы, пришлось отодвигать. Пересекает остров через его центр дорога называемая Haiyu Middle Highway, обычная дорога, как правило, две полосы (включая встречную), на горных участках ограничение скорости. Вообще-то у них все дороги с твердым покрытием называются хайвэями, а остальные кантри роуд. Езда по хайвэю, подальше от двух основных городов, сопровождается постепенной перекраской автомобиля и принятием им зеленого цвета, так как их коровы, по-нашему буйволы, пасутся вдоль дороги, а нужду справляют исключительно на хайвэе. На кантри роуд заезжать вообще не рекомендую, если Вы не на внедорожнике. Огромные валуны поперек дороги, что объехать, не содрав глушак, или еще чего, не представляется возможным (для камчадалов, напоминает отдельные участки дороги на Бомбежку со стороны Радыгина), а китайцам не страшно, они на мотоциклах.
Паркинг, ту бишь стоянка, у каждой гостиницы присутствует, у нашей он даже охраняемый, выбрал место, поставил машину, подхожу к охраннику, у которого есть журнал учета, говорю, запиши в журнал, вот номер моей комнаты, это моя арендованная машина, естественно набор английских слов. Что тут началось, вызвал по рации еще четырех охранников, стали галдеть, кому-то звонить, что-то обсуждать, все это продолжалось минут десять. Я набрал Диму, он улетал на следующий день, и передал телефон старшему этой группы. Разговор продолжался 5 сек., после чего все лишние китайцы испарились, а охранник улыбался и говорил - о'кей. После этого с парковкой машины никаких вопросов ко мне не было, но, а я их периодически просил помыть машину от зеленого налета, что они делали за 2 - 4 юаня. Что сказал Дима, осталось загадкой, он не помнил т.к. был в это время на вечеринке. При сдаче машины, произошла подобная ситуация. Отдаю ключи и бумагу, прошу вернуть залог и паспорт. Все понимают, но начинают звонить, пришел старший, опять кому-то звонит, что-то выясняет, проходит время, мне уже все это начинает надоедать. Звоню в Пекин по контактному телефону, прошу, чтобы нашли Дмитрия, и он перезвонил мне. Через пол минуты Дима на связи, передаю трубку китайцу 10 секунд разговора, притом половина из них это приветствие, типа давно не виделись. Еще через минуту получаю паспорт и деньги. Делаю вывод об особенностях китайского менталитета, любви поговорить и придать копеечной задаче, глобальное значение. Но следует похвалить работу GSM, да и вообще телефонную связь в Китае. 50% велосипедистов (в Санье) с сотовыми телефонами, мотоциклисты и автомобилисты их имеют все.
Полиция. Появлялась на дороге в большом количестве, когда заканчивалась очередная партконференция и ее делегаты дружными колоннами отправлялись в Санью, на заслуженный уикенд. В другое время, встречалась редко. Однажды остановил местный гаишник, при этом он бежал нам на встречу. Оказалось у нас включены фары, проезжал тоннель и забыл выключить, он показал, как это сделать и мы расстались. Больше с полицией на Хайнане мы дел не имели.
При всей страшной картине движения в городах, на самом деле дорожно-транспортные происшествия очень редки. Однажды я чуть не попал в такую ситуацию. В Санье заехал в какой-то квартал, чувствую не туда, нужно развернуться и ехать в противоположную сторону, занимаю левый ряд, включаю левый поворотник и притормаживаю, чтобы развернуться, но благо, что не начал этот маневр. Две машины с большой скоростью обходят меня с лева по встречной полосе, ну и козлы вы, ругаюсь я, и еду дальше, пока не убеждаюсь, сзади ни кого нет и встречные тоже далеко.
На пешеходных переходах обозначенных "зеброй", автотранспортные средства дорогу не уступают, а пешеходы переходят там, где им нравиться, при этом не по кратчайшему пути, а наоборот, могут двигаться поперек перекрестка. Такие вот особенности китайского движения.
Как Вы понимаете, для того чтобы куда-то ехать на автомобиле, нужно иметь карту дорог. В Санье нам встречались три вида карт. Карта гид Саньи и окрестностей, при том есть на русском языке. Полезная карта для туриста, но не для автомобилиста, т.к. дороги на ней это свободная интропритация чьих то воспоминаний. Guide map, туристическая карта Саньи и карта острова Хайнань. Названия, в ней, приведены на китайском и английском, что очень удобно. Ей мы и пользовались. Недостаток, указаны дороги, которые по существу такими не являются, или будут построены в перспективе. К третьему виду карт я отношу все карты на китайском языке, может они и не плохи, но вызывают много вопросов. Многие места, обозначенные на карте, являются для автомобилистов просто не доступными. Так мы решили проехать в Jianfeng Peak Natural Reserve, находящийся примерно в 100 км от Саньи на западе острова. Съехав с экспрессвэя, оказалось, что дорога к населенному пункту Jianfeng только строиться, сотни китайцев в ручную месят бетон и укладывают камни, но мы все-таки добрались до этого поселка и попытались выехать на дорогу, которая обозначена на карте и проложена по сопкам вокруг пика с высотой 1412 м.. Сами мы выезда на эту дорогу не обнаружили, стали искать, у кого бы спросить, увидели китайца в пиджаке, значить не простой, подумали мы и может в картах разбирается. Показали ему карту, объяснили, чего мы хотим. Он показал, что ехать нужно прямо, а затем на право. Поехали, подъехали к гостинице, но дальше дороги не было, развернулись, поехали между жилых китайских построек (сараев), уперлись в тупик. Я вышел оглядеться, деревня заканчивалась, дальше были отдельные огородишки на склоне сопки, и начинался лес (джунгли), вдали просматривался упомянутый пик. Признаков дороги не было. Местные жители смотрели на нас как на инопланетян, кругом была грязь (в отличие от нашей, сухая) и нищета. Вернулись к гостинице. Позвонили своему гиду Тарасу, задали интересующие нас вопросы и передали телефон служащему гостиницы. Затем Тарас сказал, что мы находимся в бедном сельскохозяйственном районе и там смотреть нечего и никакой дороги, которую мы ищем, нет. В гостинице нам дали проспект будущего природного парка, который я не сомневаюсь, года через три будет открыт и дорога будет построена. Раз на карте нарисовано, значит это кому-то нужно. Однажды мы решили посетить Tropical Wild Animal & Plant Park, на карте он находится в тридцати км. южнее г. Хайкоу, при том на Haiyu Middle Highway. Чтобы сократить время в пути поехали по восточному экспрессвэю, свернули на втором экзите (отчет Exit идет со стороны Хайкоу, столицы острова) с тем, чтобы выйти на средний хайвэй, по обозначенной на карте дороге. Проехали метров двести и остановились, дороги разветвлялись и плавно переходили в кантри роуд, со всеми вытекающими последствиями для автомобиля. Плутать по таким дорогам не хотелось, подозвали мотоциклетный народ, ткнули пальцем в карту, где по китайски и английски было написано про парк животных, один откликнулся и согласился сопровождать. О качестве таких дорог Вы уже прочитали. Десять километров показалось сотней, машина чудом не развалилась, подвеска стучала, бензин резко стал заканчиваться, было "весело". Зато посмотрели, как выращиваются на огородах различные фрукты, овощи и злаки. Путь лежал между огородов и деревень, где белолицые еще никогда не бывали. Часто попадались на глаза заброшенные домны, если кто не помнит, в 60-х годах прошлого века Мао, решил догнать и перегнать всех, по выплавке чугуна и стали, и добился того, правда я не знаю, что он с этой сталью делал. Вот с тех пор и стоят. С горем пополам выехали на нормальную дорогу, сунули в карман мотоциклисту десять юаней, так не брал, и счастливые поехали по назначению.

Гостиницы, пляжи, питание, покупки

На Хайнане туристической зоной является южная часть острова сосредоточенная вокруг г. Санья. Мы проживали на берегу залива Ялунвань (Дракон Азии), это 25 км. от Саньи, в гостинице Глория.
Я не согласен с выражениям, которые употребляются на наших туристических сайтах, к этому заливу, как-то белоснежный песок, чистая и прозрачная вода (для камчадалов скажу, что на Халактырском пляже песок чище, хоть и черный, а вода на порядок прозрачней, хоть и холодная), кто был в других местах, могут разочароваться. Здесь имеется десяток гостиниц, довольно приличных и соответственно дорогих, но при этом каждая имеет свои относительные достоинства и недостатки. Не привожу полные названия, почти везде добавляются слова "Resort Hotel". И так, перемещаемся с запада на восток, потому что таким образом проводили автомобильную экскурсию. "Sheraton" самая новая гостиница, отличается, на мой взгляд, добротной внутренней отделкой, но слишком большая, можно устать добираясь из номера до ресепшена или ресторана и плохая парковая зона, точнее, еще не обустроенная. "Gloria" архитектура здания красивая, особенно смотрится с моря, приличная парковая зона, большие бассейны, но неважная внутренняя отделка, много номеров без балконов. "Gorizont", уютная, хороший парк, рядом с большим бассейном, джакузи с горячей водой, как недостаток архитектура здания казарменного типа. "Golden palm" мне понравилась, но ниже классом выше перечисленных, думаю из-за того, что пляж через дорогу. Дальше, к востоку гостиницы расположены через дорогу и несколько удалены от пляжной полосы, кроме последней, "Ноliday Inn", на которой заканчивается туристическая часть залива Дракона. Гостиница хорошая, но как недостаток или достоинство, это более шумная зона с большим количеством народа, аборигенными торговками, которые пристают к каждому находящемуся в их секторе обзора и пытаются "всучить" свои "перлы" (жемчуг). Здесь находится причал, от которого отходят катера на разные морские экскурсии, торговые киоски, фотографы и проч. Перед "Holiday Inn", но через дорогу от пляжа, стоит здание - монстр, с крышей в виде полусферы, перед входом галерея слонов в полный рост, подъезжая, долго не могли понять, что это, думали музей или обсерватория. На деле оказалась гостиница, "Universal Resort", с ресторанами и театром на 1200 мест. В других же отелях залива, я бы сказал чинно, тихо и спокойно, а на пляже только отдыхающие одной гостиницы или редко проходящие туристы из соседней. При этом везде стандартный набор услуг, лежаки под соломенными грибками, пляжные полотенца. Пляжный бар предлагает напитки и еду, при этом можно не вставать с лежака принесут и не платить наличные, затраты отнесены будут на номер в котором проживаешь, и предъявлен к оплате в момент выезда. Водные мотоциклы, парусные катамараны, велосипеды и проч., также можно взять в счет будущей оплаты, но можно и заплатить на месте. На пляже есть массажист. Как отрицательный момент, плавать разрешается только в "загоне" обнесенном кухтылями (большие поплавки), и если залезешь в воду в другом месте, к тебе подбежит служащий и призовет к порядку. Вода не прозрачная т.к. дно песчаное, а небольшой накат есть даже в безветренную погоду и как следствие наличие взвешенных частиц. Рыбки попадаются, но дальше от "загона". Примерно в полумиле от берега в заливе находятся два небольших каменных островка, у западного днем стоит небольшое судно со стеклянными бортами в подводной части. К нему курсируют катера c туристами от гостиницы "Holiday Inn", для обозрения кораллов и рыбешек. Но видимость не очень и рыбы не много. В восточной части залива есть остров, покрытый лесом или кустарником, на нем есть причал, видимо и туда ходят катера, но мы там не были. Дальше за островами, в двух-четырех милях от берега идет промысел на всевозможных китайских промысловых судах, особенно хорошо видно ночью, когда ловят на подсветку и гирлянды лампочек на судах превращают море в большой город. Иногда в том районе появляются военные корабли, типа наших эсминцев, и не удивительно, это южная граница КНР. На восток от гостиницы "Holiday Inn", примерно через 1 км. по обозначенной на картах дороге, шлагбаум и человек с ружьем. Так, что можете не напрягать себя путешествуя на машине в тех местах. С западной стороны залива, можно проехать, минуя Шератон и гольф клуб, еще с километр и дорога закончится, дальше по песку можно только на мотоцикле. В один из первых дней, будучи еще без колес, я пешком, босиком по песку дошел до конца пляжа, (примерно км. 2,5 в один конец) и увидел интересную картину. Море с большой скоростью впадало в озеро (речку). Ширина в устье всего метров десять, в принципе можно переплыть, но на другой стороне острые камни. Дальше от берега залива река расширяется и переходит в озеро. Течение противоположное естественному было столь сильным, что создавалась иллюзия затопления низменности морем. Но мы то знаем, что такое может быть только в прилив, а в отлив все становиться на свои места. Все равно впечатление незабываемое.
Все мои попытки найти хорошее место, где можно поплавать с ластами и маской не увенчались успехом, по двум причинам. Первая, не главная, ласты 43 размера найти не удалось, вернее найти-то нашел, но их 43, это далеко не наш. Вторая, практически нет мест, где можно свободного поплавать и посмотреть кораллы и морскую живность, т.к. все занято либо милитаристами, либо это парки где много китайцев и нужно за время пребывания там платить деньги. Правда мы нашли неплохое место, большие камни, выступающие в воду, а между ними миниатюрные бухточки шириной от 3-х до 10 м., с белым песком. Но там были большие волны, которые не позволяли плавать. Это место находится примерно в 90 км. от Саньи, выезд 15 с восточного экспрессвэя, если ехать в сторону г. Хайкоу, сразу за тоннелью съезд вверх на сопку до смотровой вышки, машину оставляете и вниз по лестнице. У смотровой китаянки продают фрукты. Вниз посетители практически не спускаются. И если повезет с погодой, можно прекрасно отдохнуть на диком пляже и даже порыбачить, если есть желание.
Еще одна туристическая зона, это залив Дадунхай, это практически в городе Санья, официально в двух километрах. Там находится больше десятка отелей, в т.ч. главный отель русских туристов "Сад жемчужной реки", кстати, не плохая гостиница. Место довольно шумное, много магазинов, ресторанов и проч. заведений, а так же китайцев. Море, как бы по мягче выразиться, а то мне наши туристические компании этого не простят, скажем - на любителя, а я любитель плохой, поэтому я там не купался. Но зато мы туда приезжали обедать. Китайский ресторан Харбин, с меню на русском, довольно дешевый, с несколькими официантками, знающими до десяти русских слов. Каждый раз, подходя к Вам, они говорят, здравствуйте, мы пытались их научить при повторном подходе к столику говорить, не здравствуйте, а извините. В результате все стали говорить, подходя к клиентам: здравствуйте - извините. Особенно выделяется там маленькая девчушка, имя которой от нее мы так и не услышали и назвали ее Марусей, она из всех самая шустрая и смышленая. При нас она выучила слова: салфетки, кетчуп, почти выучила слово салат, но произносит его как сала. Когда надоедает китайская пища, а это происходит очень быстро, рекомендую русский ресторан "Сельпо у Дуни", в меню борщ, пельмени, блины (при желании даже с красной икрой). А главное, обедая можно посмотреть "Операцию Ы", "Особенности нац. рыбалки" или послушать русскую музыку. Рядом магазин с одноименным названием и русскоговорящими продавцами (относительно конечно). Через дорогу, напротив Харбина, ресторан морской еды, которая плавает в аквариумах на улице, перед входом. Нам его порекомендовали прибалты из нашей гостиницы, но нам не понравилось в нем почти все, и мы туда больше не ходили. В том же районе на берегу, но дальше от "Сада ж. реки" и соответственно от Саньи, есть очень неплохой ресторан морской еды, большой выбор морепродуктов в аквариумах, нужно только ткнуть пальцем, а так же можно заказать обед (или ужин) в отдельно стоящий домик с муз. центром, ТV, диваном, большим круглым, китайским столом. Коль разговор плавно перешел на еду, еще несколько строк. Питаться на улице не рекомендую, это Китай и отношения к санитарии и гигиене отличное даже от нашего. Хотя конечно как кому, лично видел, как наш браток, наворачивал на открытом рынке, за обе щеки китайский пирожок, типа чебурека, и при этом одновременно торговался и покупал какие то тряпки. Это был конец марта 2003 г., разгар вируса атипичной пневмонии в Китае, правда, об этом еще мы не знали. В гостиницах неплохие, чистые рестораны и всегда можно заказать то, что хочешь. У нас был оплаченный в гостинице завтрак, шведский стол, поэтому на пол дня проблема отпадала. На обед, как правило, ездили в Дадунхай. Однажды поддались на провокацию и остановились у придорожного ресторана, на дороге стоит девушка и зазывает. Во-первых, очень трудно общаться, они говорят только на китайском, меню тоже. Такие слова как чай или рис, на русском и английском им не известны. То, что заказали, оказалось несъедобным, а заплатили столько, на сколько можно в Харбине неделю питаться. Больше подобных попыток не делали. На рынке покупали фрукты, в магазинах воду и пиво. Напротив Харбина есть универсам, когда мы туда зашли в первый раз, к нам подбежала продавщица и сказала, показывая, водка там, кальмара там. Ну, действительно, что еще можно пить и есть в Китае русскому человеку.
Шопинг, любимое слово русских женщин заграницей. На Хайнане, кроме "перлов" (pearl - жемчуг) им и покупать особо нечего. Этот процесс мы так и называли, "герлы пошли покупать перлы". Жемчуг на Хайнане продают везде: на фабриках, музеях, магазинах, гостиницах, рынках, пляжах, просто на улице. Китайцы, живущие на воде, а таких очень много, имеют небольшие огороженные сетями участки, где и выращивают моллюсков производящих жемчуг. Тем не менее, покупать его с рук не безопасно, много подделок, но можно купить и настоящий, если повезет, и цена будет небольшая и сувенир получится хороший. Покупать настоящие украшения следует, конечно же, в магазинах, а еще лучше в магазинах при фабриках жемчуга. Цены там конечно не низкие, но зато сто процентная уверенность в подлинности и качестве. При этом привлекают, так называемой лотереей. За приобретенные украшения дают билеты, подходишь к определенным продавцам, вскрываешь при них номер, и если он выиграл, получаешь кольцо или серьги, и, или (так и не понял) еще один или несколько билетов. С ними идешь в другое место, а там, в "протвине" находятся моллюски, сдаешь билет, тебе говорят число, и ты отбираешь соответствующее количество ракушек, которые тут же вскрывают, и если повезло, и внутри оказался жемчуг, отдают его тебе. Но так как горошина в чистом виде никому не нужна тебе, предлагают на выбор, здесь же, сделать украшение, кольцо, серьги, подвеску, соответственно заплатив при этом за изделие из металла (золото, серебро), кроме жемчуга, который ты выиграл (она). Покупка жемчуга было единственным мероприятием, на которое мы официально пригласили нашего гида-переводчика Тараса. Для того, чтобы получить скидку до 20%, он приобрел билеты в музей, хотя вход там свободный, но как оказалось тогда не получишь скидку и лотереи. Естественно, был переводчиком при покупках перлов.
Китайцы народ не высокий и, как правило, худой, поэтому найти даже простые вещи на русского человека очень трудно. Были проблемы даже с покупкой сланцев. На футболках и рубашках можно найти размер ХХХХХL, при этом все равно будет мало и нашему 52 размеру не соответствует. Сувениры можно найти не плохие. На рынке в Санье стоит походить и поторговаться, ради процесса торговли. Например, приобрести хорошую подделку часов Rolex за 10$, или вышитый женский костюм за 6$, где одной материи на 20$ будет. Торговля происходила следующим образом. Выбирал какую-то вещь, для себя оценивал ее минимальную стоимость или сколько не жалко отдать. Показывал на вещь, оценивал ее в 50 юаней. Cпрашивал, сколько стоит? Получал ответ, допустим 450 юань (1$ = 8.2 юаня). Говорил, неси бумагу. Часто предлагают калькулятор, но это менее интересно и публика не видит. Приносит бумагу, пишу 10. Реакция неповторимая, руки вскидывает вверх, кричит, ты что, да это же вещь, а не игрушка, ты не понимаешь (перевод свободный), начинает собираться китайская публика. Показываю ему на бумагу, говорю, пиши. Цена сразу падает существенно, пишет 300. Я, 20. Крик. Толпа обступает, показываю на бумагу, 150, пишу 30. Он в панике, пишет 100 и кричит, что дальше он опустить цену не может, обводит кружком 100, я пишу 35. Говорит, что только 100 и не яня меньше. Я поворачиваюсь и медленно ухожу, догоняет сует бумагу, я говорю, пиши ты, пишет 60. Я, 45, говорю, последнее от себя отрываю, дома дети плачут, есть хочут (по-русски). Он 50, я 48. Говорит, что 2 юаня это ничто, я подчеркиваю 48 и говорю, хоть здесь тебе повезло (цифра 8 у китайцев счастливое число). Машет рукой, сделка совершена, публика в восторге, бумагу вырывают друг у друга. Но нужно иметь сумму без сдачи или будет отыгрываться, ссылаясь на отсутствие разменных денег и "втюрит" какую нибудь дрянь. И еще, китайцы денег не возвращают. Можно заменить товар, получить другую услугу, но не деньги. Ну, такие они.
Описание достопримечательностей Хайнаня делаю главным образом для тех, кто пойдет моим путем и будет добираться туда на арендованном автомобиле. Для всех остальных, думаю, пригодятся наши впечатления непосредственно от экскурсионных мест, которые все посетить вряд ли удастся, не имея автомобиля, но, а выбор придется делать.

Посещение достопримечательностей

Посещение достопримечательностей Хайнаня начну с посещения острова Пиратов или Wuzhizhou Island, как написано на картах. Дорога к причалу идет по восточному хайвэю (не путать с экспрессвэем). Если ехать от залива Дракона, то на первом большом перекрестке следует свернуть на право. Это и есть восточный хайвэй, дорога идет между сопок, постепенно поворачивает с юго-восточного направления на северо-восточное, т.е. на лево. Спустившись на равнину, нужно доехать до населенного пункта и свернув на право, ехать по грунтовке, придерживаясь левого направления, вправо не ходить - там вояки, карьеры прямо. С лева будут соленые озера и заливы. Дорога приведет к местечку Shiguizhongcun, тут много китайских торговок перлами, сувенирами и фруктами. Здесь же находится причал. С права по ходу движения, в постройке продают билеты, но машину следует поставить на стоянке, которая дальше.
От причала выходят катера на остров Пиратов. Катер проходит мимо поселения китайцев живущих на воде. Хозяйство каждой семьи состоит из небольшого, огороженного наплавами, водного участок, места для швартовки плавсредств, сарая на деревянном настиле, где собственно живут, и тут же спутниковая антенна, практически у всех. Очень экзотическое место, даже для камчадалов, живущих у воды. Дальше с права, по ходу катера, большие (длинные) причалы у которых стоят суда перевозящие грунт (камни, щебень) и сотни огромных самосвалов выгружающих эту породу прямо в трюма судов. Работа, буквально кипит. Прямо волнорез, поворачиваем влево, обходим его и уже идем по Южно-Китайскому морю. С права в обрывистом берегу, можно заметить огромные ворота, на период наблюдения закрытые, вход в которые только из воды. Огибаем, мыс с лева и в милях двух, прямо по курсу, наблюдаем остров назначения.
Преимущество этого острова перед подобным Западным, в том, что относительно мало китайцев, ну а других национальностей просто нет. Остров, за отдельную плату, можно объехать на миниавтобусе, особых достопримечательностей не обнаружили, идет строительство. Не далеко от причала пляж и водные развлечения, с другой стороны место для дайвинга. Брал на прокат маску и ласты и пол часа смотрел камни, кораллы и рыбок.
Поездка на горячие источники Семь фей (Seven Fairy Mt Hotspring). Как таковая она не планировалась, с утра было пасмурно, вот и решили посмотреть остров с восточной стороны, а за одно найти какие нибудь горячие источники и покупаться, заодно, сравнить с нашими. Проехали по экспрессвэю, съехали на 17 экзите и стали колесить по местным дорогам, при этом на проселочные не сворачивая. Проехали городишки Benhao, Shiling и только тогда наметили себе цель - Семь фей. Путь лежал через город районного масштаба Баотинг (Baoting). В нем предстояло найти дорогу идущую на север к феям. Достопримечательностью города является русло реки с бетонными берегами, практически сухое и в меру захламленное. Видимо когда идут дожди река становиться бурной. Нас предупреждали, что не стремитесь к водопадам, которые рекламируются, дождей давно не было, поэтому водопадов тоже нет. Проехав через центр города и его главную площадь, мы довольно быстро нашли нужную дорогу. Она шла к горному хребту в районе возвышающихся востряков, напоминающих наши Ганальские. Для тех, кто не в курсе - востряками называют группу скал в виде пиков, возвышающихся над остальной горной местностью. Их высота до 1126 м. Отличие от нашего ландшафта, то, что высокие горы от подножья до вершин покрыты лесом, точнее джунглями. Подъехали к району, где явно расположены отдельные пансионаты, наподобие нашей Паратунской зоны отдыха. Свернули к одному. На въезде стоит в камуфляже охранник, спросили можно ли проехать, пришлось перейти на язык жестов и мимики, в результате получили добро проехать. Пошли в здание администрации, ресепшен как в гостинице, только номера, отдельные, очень даже неплохие домики, со всеми удобствами. У одного на привязи ходит павлин и орет. Отдыхающих не заметили. Четыре бассейна, один огромный, один поменьше и два небольших круглых, все без воды. Мы стали объяснять, что хотим часа два покупаться, но никто ничего не понимал. Звонок Тарасу, объяснили, где мы находимся и чего хотим (Тарасу мы не говорили, что взяли машину). В ответ, "как Вы туда попали? Наша компания туда не направляет туристов, позовите, пожалуйста, водителя". Я не стал слушать и тем более объяснять, передал трубку администратору. Через пять минут заплатили за двух часовое купание и нам уже наполняли три бассейна. Через минут десять мы сидели в круглом бассейне.
Пришли к выводу, что этот пансионат служит базой отдыха для парт. и прочей китайской, номенклатуры, и используется главным образом по выходным, когда те прилетают отдохнуть. Об этом свидетельствовали пустые бассейны и отсутствие отдыхающих. И он явно не для иностранцев, это следовало из речи Тараса, и неумение служащими говорить по английски.
Было приятно, теплая вода, ухоженная территория. Джунгли начинались сразу за оградой и покрывали все сопки. Прекрасный вид на востряки. Комфортная погода, было не жарко и переменная облачность. Нам открыли буфет, у большого бассейна стояли столики.
Возвращались мы по другой дороге. Километров 12 до среднего хайвэя и по нему до основной дороги (места начала восточного экспрессвэя) 37 км. Если ехать к Семи феям, то это самый короткий путь, главное не проскочить правый поворот со среднего хайвэя на Баотинг.
Поездки на Западный остров, парк Край света, Морской зоопарк, Центр буддизма Наньшань и парк Чудеса моря и гор.
На запад от Саньи находятся основные посещаемые туристами места, перечисленные выше. Попасть можно туда следующим образом. Для проживающих в заливе Дракона, ехать все время прямо до городка Tiandu, там кольцо, и опять прямо. Следующее кольцо будет перед Саньей, дальше можно поехать прямо через Санью или повернуть направо, объехав центр города. Если Вы поехали прямо, то проезжаете, перекрестки и мосты ни куда не сворачивая, по существу, через центр города, со всеми дорожными достопримечательностями и даже светофором. Упретесь в дорогу идущую вдоль берега и по ней на право. Эта дорога относительно тихая, особенно чуть подальше. Слева береговая черта, справа небольшие отели и строящиеся коттеджи новых китайцев, а может партноменклатуры. Сворачивать никуда не надо, дорога сама повернет направо, переедете железнодорожные пути и попадете на перекресток, можно принять его за кольцо, но этого делать не нужно, можно нарваться на неприятности виде неожиданного удара. Здесь нужно повернуть налево, но при этом, желательно, не на встречную полосу. Если Вы на этом перекрестке поедете прямо, то окажетесь на западном экспрессвэе.
Тот, кто не решился ехать, через центр Саньи и свернул направо, нужно двигаться по дороге, не делая резких поворотов, и тогда окажитесь тоже на этом перекрестке и Вам надо следовать, как и прежде, прямо. Дальше, главное быть внимательными и не разгоняться, Ваша полоса, даже две, упираются в большую кучу земли. Это притом, что есть нормальная разметка. Вы как бы, умышленно должны выехать на встречную полосу движения и продолжить свой путь. Я, проезжая это место, всегда задавал себе вопрос, как здесь ехать ночью? Видимо дело в преимуществе несоблюдения правил дорожного движения. Дорога, на которую мы выехали, называется западный хайвэй. Следует смотреть придорожную рекламу, и первая будет о "прекрасном" отдыхе на Западном острове. Поворот налево, будет к причалу, откуда отходят катера. Здесь огромное количество автобусов и большой паркинг, тем не менее, со свободными местами бывает напряженка. Рекомендую проехать ближе к причалу, для небольшой машины место найти легче.
Покупаете билеты, садитесь на катер и минут через двадцать Вы на разрекламированном Западном острове. Сойдя на причал, в воде увидите косяки больших рыб, а на другом причале, откуда разрешено погружаться для подводного плавания, такие же косяки, но уже китайцев в костюмах для дайвинга, при этом их все же больше, чем рыбы в акватории. На острове стандартный набор водных развлечений, как и при гостинице. Загородка для плавания в два раза меньше, чем на пляже у гостиницы, но при этом буквально забита китайцам, и цвет воды в ней отличается от естественного. Мы сели на электромобиль в надежде найти место, где можно поплавать, но, к сожалению таких мест, на Западном острове нет. Из достопримечательностей, большой памятник быку. Объехав остров, мы сели на катер. Приехав на "большую землю", сели в машину и помчались на свой пляж у гостиницы, заказали жареной рыбы и пива, и пол дня загорали и плавали в море, а затем в бассейне у гостиницы.
Следующее место, по западному хайвэю, за причалом на Западный остров, - знаменитый парк Край Света. В древности, путешествующие китайцы, доходя до этого берега, видимо теряли последние силы, и на горизонте разглядеть ни чего не могли, поэтому решили, что это конец, дальше земли нет. О чем и делали "великие" записи на прибрежных камнях. Собственно посмотреть на эти камни и услышать рассказ о первопроходцах, и есть основная задумка этого парка. Следует отметить, что территория парка большая и наличествуют различные посадки, беседки, скульптуры, но слишком много китайцев и сфотографироваться у большой каменюки просто невозможно. Когда я стал интересоваться Хайнанем, мне попались фотографии этого парка, огромные камни, белый песок и чистое море. Вот где можно поплавать и позагорать, наивно думал я. На самом деле ни плавать, ни загорать там нельзя, а можно только смотреть. Но, честно говоря, очень достает шум, гам и толкотня китайцев.
После Края Света, следующая достопримечательность, это морской зоопарк. В нем можно посмотреть шоу котиков и попугаев, остальное, включая аквариум, довольно невзрачное и грязноватое. Плюс навязчивые китайцы предлагают фотографироваться сидя на черепахе, страусе и др. зверях, после чего требуют деньги. Райские птицы, преимущественно голуби.
Вообще на Хайнане очень мало птиц. Казалось бы, постоянное лето, много зелени, а вот не поют и не чирикают, даже чаек нет. Не ужели всех съели?
Еще можно посмотреть на крокодилов, посетить магазин, где продают вещи и поделки из крокодиловой кожи, но все очень дорогое.
Дальше по западному хайвею расположен Центр буддизма Наньшань. Как и во всех прочих парках, билеты на вход не означают бесплатный проход на другие мероприятия или павильоны. Учитывая большую площадь парка, рекомендую передвигаться на миниавтобусах, оплата за проезд, естественно отдельная. На входе в парк стоит красивая Будда о трех глав. Много действующих церквушек, в которые можно зайти и посмотреть на скульптуры добрых и злых существ. Следует заглянуть в храм, где установлена золотая Шива о восьми руках, в зале видеосъемка запрещена, оплата за вход отдельная.
В 2003 году обещают достроить самую высокую Будду, которая будет 108 м. в высоту и установлена в заливе. К ней с берега ведет длинный мол. Стройка в разгаре.
После посещения буддийского парка, решили проехать дальше по дороге от Саньи и найти место, где можно покупаться. Таким образом, мы попали в последний в этом районе парк под названием Чудеса моря и гор. Стандартный набор, миниавтобус, на берегу огромные камни, много китайцев и тропинка, по которой шли до тех пор, пока не закончились китайцы. Наконец на берегу остались только мы одни, и стало возможно покупаться между камнями.
Так называемый Остров обезьян расположен на юго-востоке Хайнаня. На самом деле это полуостров, и при желании туда можно попасть и по дороге, только вот удастся ли при этом зайти в парк, где водятся обезьяны, мне не известно. Ехать на автомобиле можно двумя путями. Длинным и более экзотичным, как это делали мы, по восточному хайвэю. Коротким, по восточному экспрессвэю, с выездом на 18 экзите и дальше по хайвэю. После экспрессвэя, примерно через 15 км. нужно свернуть на право и дорога приведет Вас к стоянке у фуникулера, откуда и начинается экскурсия на остров обезьян. На карте, которой мы пользовались, дорога от хайвэя не обозначена, следует наблюдать за экскурсионныи автобусами, которые часто едут именно туда, т.к. других развлечений в этом районе нет. Фуникулер довольно длинный, около двух километров, кабинки на четверых. Следует выстоять очередь, потому что народа туда едет много, естественно 99% китайцы, но встречались нам там и представители стран СНГ, с которыми любезно обменивались информацией, стоя в очереди. Канатная дорога протянулась над проливом, соединяющим бухту с морским заливом, а дальше уходит резко вверх на сопку. Внизу поселения морских китайцев, со всеми прелестями их жизни: морскими огородами, лодками, рыбацкими шхунами и проч. Если честно, то посмотреть на поселения морских китайцев, мне было гораздо интересней, чем смотреть на облезлых макак. Но кому что. Поднявшись довольно высоко, канатная дорога идет вниз, непосредственно в парк обезьян, который состоит из посадок деревьев, преимущественно пальм, и различных построек, включая беседки, открытые театры для представлений, загоны, магазинчики и др., есть там скульптура большого, толстого Будды. Сопка, как бы, является продолжением парка с естественной растительностью. Вот по этим местам и шарахаются 2000 макак. Кормить их можно с разрешения служителей, корм продается в киосках. В основном все достается вожаку, остальным больше оплеухи. В свободное от кормежки время животные сидят или бегают по деревьям. В это время под ними находиться опасно, воизбежании катаклизмов. Если повезет, можно посмотреть представления с участием дрессированных обезьян.

Посещение парка "Олень повернул голову"


Легенда в моем пересказе гласит следующим образом. Когда-то очень давно, видимо еще, когда в этих местах жили одни ли, и совсем не было китайцев, в прибрежных местах охотился юноша. Погнался он за оленем, который был оленихой, и загнал его в тупик, т.е. к морю. Назад отступать нельзя, там парубок с луком, справа - залив Санья, слева Дадунхай, впереди море. И решила олениха пойти на хитрость, повернула голову и направила свои черные очи на юношу, а ему и причудилось, что не олень перед ним вовсе, а красавица черноглазая. Так они и полюбили друг друга. И стоит там, на самом высоком месте, памятник трем существам. И открывается с того места прекрасный вид на город Санья, заливы и окрестности.
Вообще на Хайнане много мест, которые связаны с увиденными в рельефе гор образами. Гора Мао Гун Шань похожа на спящую голову вождя Мао и названа в честь его. Те же востряки Семь фей, горы Пять пальцев, горы Каменный лес. Гора Олень с повернутой головой, насколько напоминает оленя, я не представляю, но то, что вершина повернута, это точно.
Нам вообще-то не советовали туда идти, а мы и не пошли, мы поехали. Забираться на высокую сопку по жаре, даже по асфальтированной дороге, я бы не стал. Мы доехали до стоянки туристических автобусов, пошли, заплатили деньги и нас пропустили дальше. Ехали медленно, т.к. по дороге шло много пеших туристов, и даже видели, как два китайца несли двух японок на специальных носилках, но как говориться - лучше медленно ехать, чем хорошо идти. Доехали почти до самого памятника, дальше только лестница. Вид не плохой, посмотреть, сделать снимки, но пешком я бы не пошел.

Посещение деревни аборигенов Хайнаня - ли и мяо

Национальная фольклорная деревня находится на основной трассе ведущей к восточному экспрессвэю, примерно в двух километрах от кольца в Tiandu, с левой стороны, а чуть дальше, но уже с права будет фабрика жемчуга, с музеем и большим магазином, эмблемой этой фабрики является жемчужина в губах, спутать не возможно. В прочем, о фабрике я уже писал. Перед фольклорной деревней большая автостоянка, нарисованная красочная голова буйвола, не позволит проскочить это место. Но т.к. мы путешествовали сами, и без чьих либо наводок, узнали мы, что же находится там, только после посещения. Платишь деньги, и проходишь. Тут же тебя обступают девушки и начинают куда-то приглашать. Сразу советую, не поддаваться на провокации, мероприятие по дегустации чая довольно нудные. Затем отдельные особи женского пола, начинают хватать за уши, от чего мочки ушей становятся длинными и красными. Как удалось выяснить у Тараса в последствии, это приглашение к любви. Короче, мы не поддались, "раша туристо - облико морале". Зашли в хижину, где весят всякие бубны, трубы из бамбука, барабаны, дали нам палки, что оставалось делать, стали колотить. На выходе забрали палки и потребовали денег, ну традиция такая у них. Везде предлагают сфотографироваться с нарядными девочками, девушками, бабушками, но за все требуют денег. По тропе набрели на местный тир, стрельба из арбалета. Можно стрелять по мишеням, а можно и по выгуливаемым под ними курам, при этом, если попадешь в курицу, стоимость выстрела увеличивается в пять раз, но мы же не садисты. По пути можно посмотреть на танцы, как делаются разные сувениры, ткутся коврики и прочие тряпки, как происходит обряд сватовства, послушать песни. И заканчивается это мероприятие, большим рынком, где очень много сувениров, да и прочего барахла, где процесс торговли за безделушку является продолжением экскурсионного мероприятия и собирает много народа.
Вкратце о представителях коренного населения Хайнаня. Самые древние это ли, они относятся к тайской группе, и являются выходцами из юго-восточной Азии. Мяо появились на Хайнане лет пятьсот назад и стали уже аборигенами. Встречаются там и мусульмане, их называют, извините, - хуэй, в переводе - чужеземцы и живут они компактно в районе городка Феникс. Женщин сразу видно по одеянию, говорят, они потомки аравийских и персидских купцов осевших в древности на острове.

Посещение района Синь Лун

В этом районе на востоке острова расположены несколько мест, которые можно посетить. Горячие радоновые источники, ботанический парк тропических растений, индонезийская деревня, комплекс - культура и быт народов юго-восточной Азии. Ехать лучше по восточному экспрессвэю, съезд на 14 экзите, затем первый левый поворот, проезжаете над экспресвэем, спуск, с права будет фруктовый рынок, едете дальше. На прямом участке дороги будет перекресток, направо фольклорная деревня, налево, переехав через сопку - ботанический парк. Если по основной дороге ехать дальше, то она упрется в поселок, повернув налево, пойдет в его центр. Сразу с права будет комплекс народов юго-восточной Азии. Когда мы первый раз попали в этот населенный пункт, при этом искали ботанический парк и показывали карту, нам отвечали, что он вокруг - везде. Объехав поселок, мы поняли, что здесь много отелей с бассейнами и термальной водой, нашли тихую гостиницу, позвонили Тарасу и, по старой схеме, попросили договориться на бассейн с горячей и холодной водой, на два часа. Там был большой бассейн с прохладной водой и небольшой без воды, нам его наполнили, можно сказать, кипятком. Кроме нас в бассейнах никого не было. В общем, не плохо, но в Семи феях нам понравилось больше.
Ботанический парк мы нашли в следующий раз, посетить стоит, но рекомендую заплатить за миниэлектробус и ездить на нем, даже не сходя, иначе - плакали Ваши ноги. Впечатление не плохое, особенно понравился ландшафт этого места. И действительно парк плавно переходит в джунгли, уходящие в горы. Забора нет и только бетонные дорожки говорят о том, что Вы в парке. Правда есть и посадки не традиционных для здешних лесов растений и деревьев.

Поездка в зоопарк - сафари с заездом в столицу острова Хайкоу

Как мы добирались до этого зоопарка, я уже писал выше, и интересное обстоятельство - у нас заканчивался бензин, уже горела лампочка. Подъехав к сафари-парку, мы купили билеты с картой, спросили направление следования, нам показали, и пока китаянки что-то щебетали между собой, поехали. Заезд в зоопарк, в его сафари часть, происходит следующим образом, перед воротами небольшой бассейн с раствором для сан. обработки, по которому проезжаешь, дезинфицируя колеса и дно машины. Далее дядька на вышке открывает одни ворота, заезжаем, они закрываются, только после этого открываются вторые, соответственно и при выезде, только наоборот. С вышки кто сидит в машине не видно, да еще и стекла тонированные. На воротах написано и нарисовано, кто живет на данной территории. Естественно, жираф не страшен, слоны за большой канавой, их даже можно кормить, а вот со львами, тиграми и медведями сложнее. Львов мы долго искали, колеся по огромному вольеру, в конце концов, обнаружили, но на приличном расстоянии, на нас они практически не реагировали, с другой стороны это и хорошо. А вообще, что делать, если они выйдут на машину и начнут "играть"?
В третьем вольере нас неожиданно, догнал пикап со служащими зоопарка, какой-то мужик, наверно главный, что-то долго кричал и рассказывал. Наконец, нам в машину засунули молоденькую китаянку, служительницу парка и мы поехали дальше. Насколько я понял, без сопровождающих, в машине по сафари, передвигаться запрещено. Интересно, а в чрезвычайных ситуациях, что могла сделать эта девушка, выйти на зверя и стать его добычей, защищая нас?
Заехали мы к сибирским тиграм, так было написано на воротах, немного поколесили в поиске земляков и, наконец, обнаружили парочку спящих, он и она. Остановились метрах в тридцати. Тут он, обнаружил наше присутствие, потянулся и встал, она проснулась позже, но ее интерес к нам был более очевиден, тело вытянулось как у кошки перед прыжком, в моем сознании промелькнула сцена на пляже из фильма "Полосатый рейс", где они в "полосатых костюмах" ходят по машине, и я ударил по газам. Ехали не оглядываясь. Китаянка за все время не проронила ни слова.
Медведи, почему-то, в основном сидели на пальмах. В этой связи вспомнилось сафари по Толмачевской тундре, когда в машине пробивает колесо, а в сотнях метрах появляется медведица с тремя отпрысками можно посмотреть здесь.
Выехав из сафари части, поставили машину на стоянке и походили по пешеходной части зоопарка. Он оказался более впечатляющим, чем морской зоопарк в Санье. Понравился процесс кормления бегемотов и огромный вольер с макаками, где они живут на скалах, а посетителям можно ходить внутри и кормить их.
В Санью поехали, через Хайкоу, город с миллионным населением. В рекламе на туристических сайтах сравнивают его с Гонконгом, но я бы этого не делал. Бросается в глаза грязь, мусор везде - у дорог, домов, магазинов. Плюс, весь город, огромная строй площадка, все везде изрыто и идет интенсивное строительство, включая небоскребы. Вообще-то туристов в Хайкоу не возят, об этом нам сказал Тарас, с его слов там только офисы. Наша цель поездки заключалась в выезде на восточный экспрессвэй, уж больно не хотелось возвращаться по обратному маршруту, наша "гнедая" бы этого не вынесла, а поездка через центр острова со скоростью 40-60 км/час, абсолютно не укладывалась в наши планы, а мы хотели еще искупаться на восточном побережье. Движение по городским трассам оказалось более интенсивное, чем в Санье. Самостоятельно нам найти выезд на нужную дорогу не удалось, указатели практически отсутствуют, они есть, но нужно знать, где они, несколько поворотов на право нам ничего не дали. Вопросы на заправке, привлекали огромное количество зевак, но вразумительных ответов, мы не получили, может они и были, но на китайском. Пришлось применить рекомендацию Дмитрия. Подрезаем таксиста, сую ему карту, кричу экспрессвэй ту Санья, вроде понимает, объясняю, что езжай первым, а мы за тобой. С третьего раза понял, есть контакт. Едем, крутимся по городу, доезжаем до перекрестка, показывает нам на право, здесь и указатель висит. Останавливаемся, благодарю, сую ему двадцатку. Выезжаем на нужную дорогу, дальше - "нас не догонят". Перед закатом доезжаем до 15 экзита, с надеждой успеть поплавать между камнями, у смотровой только одна китаянка, торгующая фруктами, все уже разошлись, поздно. Покупаем у нее фрукты, просим задержаться посмотреть за машиной, а мы на сорок минут вниз, на пляж. Вроде соглашается, кивает. Мы бегом к морю, волны не сильные, но солнце уже начинает заходить на западе за горы. Купаемся, вода теплая, хорошо. В гору идти тяжело, но спешим. Машина и китаянка на месте. Даше начистила нам фруктов. Расплачиваемся, благодарим и летим, в смысле едем, дальше.
Еще мы были в Ущелье бабочек. Находится оно в заливе Дракона, за гостиницей Кактус. Там имеется небольшой музей с коллекцией разнообразных бабочек, и, собственно закрытый сеткой небольшой участок, куда, насколько я понял, в определенное время выпускают, бабочек. А вообще то, их там практически нет или они днем спят. На Сайпане есть места на побережье, где огромные бабочки тысячами, и, между прочим, без присмотра, летают и делают свои дела. Так, что за бабочками лучше туда.
Единственное мероприятие, которое мы посетили по предложению нашего гида-переводчика Тараса (если не считать фабрику жемчуга) это чайная церемония. В день отъезда выселились мы, как это заведено, в расчетный час, т.е. 12-00 и поехали в аэропорт, но времени до самолета было еще много, Тарас предложил посетить такое мероприятие. Здание, напоминающее ресторан, с отдельными помещениями - комнатами, в которых стоит большой стол и стулья с одной стороны, а с другой место где "хозяйка" этой церемонии заваривает чай и подает Вам на дегустацию. При этом рассказывает о его происхождении и что дает его употребление. Из перевода Тараса, я понял, что ничего не понял. "Для хорошей крови", все эти чаи предназначены, с его слов. Как оказалось мероприятие это бесплатное, а интерес устроителей заключается в том, что Вы понравившийся чай можете тут же приобрести. Расфасовки там не маленькие, да и чай из дорогих.
Уже после выпитого чая, я предложил Тарасу, организовать специальную церемонию, по дегустации китайской водки. Суть в том, что в ресторанах и магазинах большой выбор этих напитков, но, взяв бутылку, без опыта и рекомендаций, можно навсегда отбить охоту употреблять китайскую водку, т.к. есть возможность нарваться на "тройной одеколон". А когда дать попробовать и еще рассказать при этом, из какой гадюки, и для какой крови сделана та или другая настойка, то уже будешь знать, чем себя травить. Короче, Тарас задумался до самого аэропорта, и в конце сказал, что "следующий раз вы прилетите, и я уже это сделаю". Так, что кто полетит в будущем на Хайнань, знайте, что есть там такая церемония - дегустация китайской водки (с доставкой в гостиницу за счет заведения), последняя стопка пьется за здоровье идеологов данного мероприятия.

 

 
Designed by Mercator, 2003