О недостатках и достоинствах различных моделей внедорожников

Рассмотрим наиболее популярные модели внедорожников, уделяя внимание всему, написанному выше.

По конструкции подвесок внедорожники можно разделить на три категории:

Все колеса имеют независимую подвеску.

Обычно эти автомобили имеют постоянный полный привод. Уменьшеный дорожный просвет, (для повышения устойчивости на дорогах). Возможно отсутствие рамы и понижающей передачи. Многие автомобили этой категории великолепны при езде по дорогам, но все они абсолютно не пригодны для тяжелого бездорожья, поэтому мы не будем рассматривать их подробно. Скажу лишь, что если ваше бездорожье ограничивается выбоинами на асфальте, дорогой на дачу или к озеру, прочности и проходимости любого автомобиля этой категории будет достаточно.

Mercedes M
Lexsus RX
Toyota Rav 4
BMW
Honda CRV
Land Rover "Freelander"
Subaru "Forester"


Независимая передняя, зависимая задняя подвески.

Mitsubishi Pajero


Один из немногих автомобилей, сочетающих прелести автомобиля с постоянным полным приводом и экономичность автомобиля с отключаемым передним мостом. Его трансмиссия Super Select 4WD (с 1988г.) имеет межосевой дифференциал, но вместе с тем оставлена возможность отключения передних колес. Зимой вы можете двигаться по асфальту на полном приводе, но летом, если дорога сухая и дополнительная безопасность не нужна, можно переключиться в экономичный режим. Относительно прочная подвеска прощает вольности на бездорожье. Мощные двигатели и хорошая управляемость делают езду по асфальту приятной. Все это, плюс японское качество, по праву делают этот автомобиль лидером в своем классе. К стати эта машина имеет блокируемый задний дифференциал.

Toyota 4runner, Nissan Terrano I, II (Ford Maverik)

Очень неплохие автомобили, конструкция подвески схожа с Pajero.

Toyota J9 "Prado", Land Cruiser 100

Новая серия тоётовских дорожных джипов. Про них пока мало известно, но учитывая опыт Toyota в производстве внедорожников можно предположить что они одни из лучших.

Isuzu Trooper ,Opel Frontera, Opel Monterey


Все они являются творением компании Isuzu. В принципе не плохие автомобили, но учитывая что эксплуатируются они в основном на асфальте Trooper и Frontera не мешало бы иметь более мощные двигатели.

Chevrolet "Blaiser"(GMC "Gimmy") , "Tahoe"(GMC Ykon), "Suburban"


Suburban из - за своей непомерной длины, может проявить внедорожные качества разве что в городе, во время снегопада. На более серьезное бездорожье на нем лучше не соваться.

Ford Explorer

Этот автомобиль имеет весьма странную, ни на что не похожую, переднюю подвеску.

Нива

Имеет неплохую проходимость за счет небольшой массы, правда отсутствие рамы делает ее права в этом классе довольно шаткими. К стати, имеет постоянный полный привод.

Зависимая передняя и задняя подвески.

Toyota Land Cruiser J4, J5, J6, J7, J8

Вся старая линейка Land Cruiser пользуется заслуженной любовью джиперов. Хорошие моторы, очень прочная трансмиссия, качественная сборка сделала некоторые из этих машин лучшими в классе "внедорожники для бездорожья".
Land Cruiser можно условно разделить на рабочие (военные) (J4, J7) и гражданские (J6, J8, J5) машины. Гражданские серии отличаются от военных наличием только длиннобазных моделей и более дорогой отделкой. По прочности агрегатов и подвески автомобили они не уступают военным. ( Бывают небольшие исключения. Например в Land Cruiser J80 с отключаемым передним приводом с 91 года устанавливается 8" шестерня в главной передаче переднего моста. Вместо обычной 9,5").
Представляет интерес маркировка машин. Буква перед J обозначает тип двигателя B, L, K, H. Цифра после номера серии модификацию кузова (для J4, J7). 0;2 - Короткая база. 3 - Средняя база. 5;9 - Длинная база.
Для джиперов идеальны машины с короткой и средней базой. Среднебазный вариант длиннее на 30см, что позволяет взять больше груза и придает немного комфорта на дороге, на бездорожье лишние 30см практически не обременяют. Длиннобазные модели после лифтовки на 8-10 см тоже очень неплохи.
В раздаточной коробке всех LandCruiser имеется люк для установки коробки отбора мощности. Что позволяет оборудовать машину механической лебедкой. Надо сказать что автомобили серии J4 комплектовались лебедками довольно часто и сейчас существует возможность подобрать механическую лебедку с отслужившей J4.
Все Land Cruiser, кроме J80 и LJ7, KJ7 имеют рессорную подвеску и 9,5" шестерни главной передачи. Диаметр полуоси одинаков у всех LandCruiser и равен 33мм.

J4. Выпускалась до 1984 года. В основном с очень надежным, 4-х цилиндровым 3,4Л дазелем 3B. Часто комплектовалась механической лебедкой. Многие из сорокушек еще в строю. Их часто можно встретить на джиперских состязаниях.
J5. Про эту машину известно не много. Судя по всему это был мебелированный вариант J45.
J60,J61,J62. Друг от друга отличаются фарами и отделкой. Выпускалались до 90 года. В основном с 6-и цилиндровым 4-хлитровым дизельным мотором 2H После SpringOver из них получаются замечательные монстры.
J7. Об этих машинах нужно рассказать особо, так как они являются единственными "джипами без всяких оговорок" выпускаемыми на сегодняшний день. Да! Серия J7 сменила серию J4 в 1985 году, и до сих пор вы можете приобрести с конвейера настоящий короткобазный внедорожник стоимостью около $30000. Под заказ возможна установка любых блокировок. Машины J75 поставляются в качестве "санитарок" Международному Красному Кресту. Их активно используют в Африке, Австралии и других странах где джип не роскошь а средство передвижения. Эти машины комплектуются различными двигателями (в последнее время 6-и цилиндровый дизель 4,2Л). С 1985 по 1996 Toyota выпускала Light Duty варианты J70 и J73 модели. Они оснащались по ~1992 год двигателями 2L-T(4-х цилиндровый турбо дизель, 2,4Л/86ЛС), затем двигателями 1KZ-T(4-х цилиндровый турбо дизель, 3Л/125ЛС). Эти машины имели пружинную подвеску и облегченную трансмиссию (8" шестерни главной передачи и пр.). На сколько известно на них устанавливались только двигатели L и K. Видимо, остальные двигатели слишком тяжелы для пружинной подвески. Маленькая шестерня главной передачи позволила увеличить дорожный просвет. Легкие двигатели, пластиковая крыша помогли уменьшить вес машины. Все это положительно сказывается на проходимости. В Австралии эти машины называют Bundera, что значит горная кенгуру. В Европе из седьмой серии Toyota распространены именно эти машины. Конечно даже автомобили Toyota имеют свои проблемы. Недостатком является маломощный двигатель 2L-T. Машина вялая при езде в городе, и немного не хватает мощности при езде по бездорожью на 35" колесах. На старых машинах часто встречаются текущие сальники передних полуосей. При этом масло подтекает из под поворотных кулаков. В виду того что большая часть этих машин используется по своему прямому назначению - езде по бездорожью, трудно отыскать хорошо сохранившийся экземпляр 8-10 летнего возраста.
У всех описанных выше машин передний привод является отключаемым, межосевой дифференциал отсутствует. Муфты включения передних колес только ручные или же, вовсе заменены жесткими, постоянно включенными, фланцами.
J80. Выпускалась до 1999 года . Являлась логическим продолжением линии J60. Подвеска пружинная, выпускалась версия с постоянным полным приводом. Предлагались опции в виде автоматической коробки, жестких блокировок межколесных дифференциалов., а так же электропакеты, климат контроли и пр.
J105. Многие джиперы впали в траур после прекращения выпуска J80. Пришедшая ей на смену J100 имела независимую переднюю подвеску. Но любители скоростных тракторов волновались напрасно. Специально для них выпускается модификация J105 с атмосферным дизельным двигателем и "классической" зависимой подвеской. Правда машину разнесло в ширину и в длину, теперь она пожалуй ближе к грузовикам чем к джипам. Но посмотрим. Время джиповать на J100 еще впереди.
Автомобили Land Cruiser пользуются любовью джиперов во всем мире. Причина в том, что Toyota разрабатыва и выпускала внедорожники не для удовлетворения амбиций богатых покупателей, как это в основном делали другие фирмы. Внедорожники Toyota разрабатывались и выпускались для реального бездорожья. Продуманная конструкция, исключительно прочная трансмиссия, высочайшее качество, огромный запас прочности обеспечивают безотказность этих машин в экстремальных условиях.

Land Rover


Живая легенда┘ Однако, как и во многих легендах, в том что рассказывают о LandRover есть лишь немного правды.
Сами Англичане говорят про английские машины так - если утром асфальт под вашей машиной чистый, значит в машине нет масла. Проблемы с качеством всегда были спутником фирмы LandRover. Пресловутая Английская "ручная сборка" является ни чем иным, как громадным отставанием в организации производства. Однако фирме LandRover принадлежит множество изобретений и разработок в области внедорожников и неблагодарно недооценивать ее роль в развитии Off-road движения. Эта фирма до последних лет ее самостоятельного существования поддерживала и рекламировала крупнейшее в мире Off-road мероприятие Camel Trophy.
Кузова на всех LandRover алюминиевые, клепанные. Это позволяет облегчить вес. Однако, как ни странно алюминий тоже гниет, поэтому надеяться что кузов будет жить "вечно" не стоит.
LandRover Classic и LandRover Discovery базируются на общем шасси с постоянным полным приводом. Подвеска пружинная. Двигатели бензиновый 8-и цилиндровый 3,5Л и 2,4 Л турбо дизель. Частая проблема - сворачивание полуоси. Иногда не выдерживают шестерни главных передач. Рабочие LandRover Defender, а так же старые модели LandRover series II, III (Кроме десантного Light Weight) немного надежнее, но и у них встречаются постоянные проблемы с качеством: замыкания электропроводки, разрезания приводных ремней (в том числе и привода распредвала), выходят из строя ступичные подшипники и т.п. Все старые модели LandRover имеют рессорную подвеску. Defender - пружинную. Конечно, в хороших руках LandRover довольно надежная машина. Например, он намного прочнее чем Jeep Wrangler. Но, покупая LandRover имейте ввиду что большая часть рассказов о нем лишь реклама. Надо добавить, что как и все у Англичан резьбы и ключи в LandRover дюймовые, что создает дополнительные проблемы при ремонте.

Nissan Patrol

Основной вехой для Patrol является 1989 год. Тогда рессорная модель Y160 была заменена на пружинную Patrol GR. Некоторое время на Испанском заводе продолжался выпуск рессорной модели, но уже с новым 6-и цилиндровым 2,8Л турбо дизелем (модель Y260). Качество сборки этой модели ниже, поэтому стоит она дешевле. Nissan Patrol Y160/Y260 вызывает противоречивые чувства. С одной стороны очень прочная машина, хороший мотор, приятным моментом является то, что сапуны коробок и мостов выведены под капот. Но с другой стороны многое не продумано. Геометрия длиннобазной модели малопригодна для бездорожья. Да и короткая модель имеет чересчур длинный задний свес. Часто встречаются проблемы со шлицевым соединением переднего кардана. Оно тоньше чем в автомобилях Toyota, не продумана защита от грязи. Patol GR имеет больше приятных моментов. Подправлена геометрия, задний мост имеет жесткую блокировку. Интересное решение применено в муфтах включения передних колес. Они автоматические, но позволяют производить жесткое включение вручную. То есть, если вам нужно включить полный привод чтобы, например выехать из сугроба на стоянке - незачем выходить из машины. Можно воспользоваться автоматикой. Но если вам предстоит серьезная джиповка, лучше выйти и подключить муфты "как следует", вручную. Однако в Patrol GR применено рулевое управление реечного типа, а не червячное как в старых моделях и большинстве джипов этой категории. Конечно, может надежности реечного рулевого достаточно (конструкторам Nissan виднее) но червячное рулевое вариант проверенный.

Mercedes G

Mercedes G был разработан в 1964 году, конструкторами Mercedes, для нужд армии. Заказчиком была австрийская фирма Steyr-Dimler-Puch, выпускающая вездеходы( Pinzgauer и т.п.) Как и все к чему прикоснулся Mercedes, этот джип отличается чрезвычайной прочностью, надежностью качеством и ┘ ценой. Это единственный из внедорожников, который всегда поставляется с жесткими блокировками переднего и заднего мостов. Но продавая эту машину населению Mercedes явно делал ставку на людей покупающих внедорожник ради престижа, а не для работы. Большинство машин имеют постоянный полный привод, оборудованы автоматическими коробками и бензиновыми моторами, а так же кожаными салонами и пр. Автомобили имеют пружинную подвеску и довольно не плохо ведут себя на асфальте. Все машины и запчасти к ним очень дороги. Автомобиль довольно тяжел. Кроме того, имеются сомнительные решения вроде неразборного кардана. То есть, если выходит из строя крестовина ее не возможно заменить, предполагается что владелец купит новый кардан. Такие решения достойны Ford, но не Mercedes. (Для справки: стоимость кардана для Ford Transit около $800). Mercedes G редко встречается среди джиперов, хотя безусловно является хорошей машиной.

Suzuki Samurai, SJ


Является самым маленьким автомобилем в этом классе. Тем не мене, почти все конструктивные решения, примененные в этой машине такие же как и во "взрослых" джипах. Зависимая передняя и задняя подвески, понижающая передача в раздатке, отключаемый передний привод (ручные колесные муфты), рессорная подвеска, прочная рама. Исключения составляют двигатели. Эти модели Suzuki комплектуются только карбюраторными 1,1Л и 1,3Л двигателями. К сожалению, дизеля на них не устанавливаются. Эта машина стоит на вооружении в Японской армии как десантный автомобиль, предназначенный для сбрасывания с парашютом. За счет небольшого веса и малых габаритов машина имеет хорошую проходимость. Но самым большим преимуществом, является конечно ее цена. Это самый дешевый джип из тех, чье качество находится на уровне "мировых стандартов". Т.е. самый дешевый не считая УАЗ, Ниву, Аро и прочее. Его цена, в два раза ниже чем у короткого Nissan Patrol. По этим причинам Samurai облюбован многими джиперами. После лифтовки (Spring Over) и установки колес 33" равных в болоте ему не найти. Однако, при таком увеличении колес начинаются проблемы - не хватает мощности двигателя. Необходимо изменять передаточные числа мостов. Если Вы соберетесь лифтовать Samurai, пожалуй стоит ограничиться 31" колесами. Ресурс и надежность самурая не слишком высоки. Слова "комфорт" и "вместительность" к нему не применимы.

Chevrolet Blazer K-5

Эти машины иногда попадают в продажу при списании из армии США. Не стоит путать ее с тем, что выпускается под названием Chevrolet Blaiser теперь. Общего у этих машин нет практически ничего. Продолжением линии K-5 является скорее Tahoe. Во всяком случае они очень похожи внешне и примерно одинаковы по габаритам. Эти машины являются чем-то средним между джипом и грузовиком. Двигатели дизельные, 8-и цилиндровые объемом больше 6 литров. Коробки автоматические или ручные.
Любопытна подвеска этих машин. Рессоры находятся сверху мостов, причем передние, для повышения мягкости хода, развернуты серьгами назад. Серьги задних рессор закреплены на специальных кронштейнах в перевернутом положении для того чтобы скомпенсировать толщину пакета рессор. В заднем мосту установлена автоматическая блокировка дифференциала, действующая по принципу свободного хода. При неаккуратной езде она может стать причиной выхода моста из строя.

Chrysler Jeep "Cherokee", "Grand Cherokee", "Wrangler"


Подвеска внедорожников Крайслер сочетает в себе недостатки зависимой и независимой подвесок. Дело в том, что хотя все вышеперечисленные машины имеют неразрезную балку переднего моста, стальные сферы, закрывающие шрусы у них отсутствуют . Ступица закреплена за своеобразную вилку, а вместо шарниров равных угловых скоростей используются крестовины, открытые к тому же для попадания различных предметов и грязи. Такая подвеска по надежности не намного лучше чем независимая, но на дороге имеет такие же посредственные характеристики как и классическая зависимая. К тому же крестовина отличается от шруса тем, что она неравномерно передает вращение, когда повернуты колеса. То - есть колеса при повороте движутся рывками, что способствует их закапыванию на бездорожье. А включение такого "полного привода" на зимней дороге вообще может привести к срыву передних колес в повороте.
Подвеска "Cherokee" рессорная, "Grand Cherokee" - пружинная. У "Cherokee" отвратительные (проседающие) рессоры, у "Grand Cherokee" очень слабые сайлентблоки. Разбиваются при езде по асфальту иногда быстрее чем на легковых машинах.
"Wrangler" имеет аналогичную "Cherokee" подвеску и такие же отвратительные рессоры. Но являясь из всех американских внедорожников, единственным нормальным по габаритам, он облюбован американскими джиперами. Тюнинговые фирмы предлагают для него самое большое количество дополнительного оборудования. От блокировок дифференциалов и турбо наддувов, до новых длинноходных подвесок. Для "стандартного" "Wrangler" максимально допустимый размер колес равняется 29".

УАЗ, ГАЗ69

УАЗ и его предшественник ГАЗ69, являются детищем страны, владеющей самой большой частью бездорожья на земле. За счет коротких свесов и положения рессор над мостами УАЗ , в штатном варианте, имеет высокую проходимость. УАЗ является единственным в мире внедорожником к которому выпускаются портальные мосты. После Российского кризиса в 1998 году УАЗ и его запчасти имеют совершенно бросовую цену. Но к сожалению на этом все его преимущества заканчиваются. Единственный разумный повод, связать свою джиперскую жизнь с УАЗом это его цена и доступность запчастей в бывшем СССР. Но в таком случае приготовьтесь к постоянным сюрпризам со стороны своего железного коня. Самым большим бичем УАЗа является его надежность. Нельзя "доверять" ни одной детали. Проблема кроется не только в точности изготовления деталей и правильности сборки (само собой разумеется ни то ни другое ни куда не годится), проблема начинается с качества металла. Даже обычный болт может вас подвести. (Мне часто приходиться закручивать болты на своей Тоёте, и если вдруг среди фирменных, попадается советский болт - очень трудно случайно не сорвать его. Резьба срывается при усилии втрое меньшем, чем на нормальном крепеже. Причина не качественный металл и неточность резьбы. Кроме того, благодаря антикоррозийной обработке фирменный болт можно отвернуть даже после многих лет. Отвернуть целиком, приржавевший советский болт - редкая удача.) Кроме ужасного качества не перестают удивлять "уникальные" конструктивные решения. Например непонятно, почему автомобиль, разработанный для страны, большую часть которой зимой покрывает снег а летом поливают дожди имеет брезентовый верх? Уникальной также является конструкция дверей. Они выполнены взаимозаменяемыми. Существуют левая, правая двери и передняя, задняя рамки со стеклом. Из различных комбинаций заготовок получаются четыре двери. Но полноценными эти двери назвать нельзя. Чтобы быстро садиться и выбираться из УАЗа необходимо иметь специальную подготовку. К тому же стекла не опускаются. Их можно снять вместе с рамками. В жаркую погоду приятно ехать с открытыми окнами, однако, при движении по местности изобилующей насекомыми, становится мучительно больно если нет возможности их закрыть. Но ладно, комфорт не для джипера. Не лучше в УАЗе обстоит дело с решениями, обеспечивающими надежность. При изготовлении мостов широко применяется чугун. При ударе он крошится как стекло, и как известно, не варится. При неосторожной езде по каменистой местности сломанные мосты и отбитые рулевые сошки обычное дело для УАЗов. Спасает только то, что обычно удается купить другой мост в ближайшем колхозе. Баки УАЗа не имеют защиты и пробиваются регулярно. Наверное поэтому их два. О "достоинствах" двигателя УАЗа, разработанного, наверное, в начале XX века можно рассказывать бесконечно. Гидроусилитель руля у УАЗа отсутствует, что при большом размере колес сильно усложняет управление на бездорожье.
Из приятного, можно вспомнить что для обычных (скоростных :) ) мостов УАЗ выпускаются недорогие автоматические блокировки. Правда, они не стопроцентные (не работают при вывешивании одного из колес) и при неаккуратном обращении с газом становятся причиной поломок. Портальные (военные) мосты имеют большой дорожный просвет и хорошо разгружают трансмиссию за счет колесных редукторов. В странах бывшего СССР многие джиперы выбирают УАЗ. После лифтовки, он как-то носит даже 35" колеса. Иногда умельцы устанавливают на УАЗ дизельные двигатели от Mercedes или Toyota. Автомобили производства времен СССР были качественнее чем те, что выпускаются теперь, но сейчас им не меньше 15-и лет.

По материалам сайта www.off-road.spb.ru
 
Designed by Mercator, 2003