Крит.

Часть 1. Записки пессимиста.


Часто, когда читаешь отчеты о поездках, видно в каком состоянии находился человек, прибывший в чужую страну. Если, что-то сразу испортило его пребывание, всё, - это отражается на настроении и остается надолго.
Аналогично складывалась наша поездка, состоявшаяся с 11 мая по 01 июня 2008 года. В день прилета на Крит было прохладно, и моросил дождь. Хотя, как было сказано нам в день прилета, что это не обычно для острова в этот период, а всего в году здесь не менее 340 солнечных дней.
Через Интернет мы заказали автомашину на 12 мая, которую нам и подали к гостинице в назначенное время. Представитель арендной компании при оформлении документов на аренду машины, которое происходило на её капоте, был очень любезен, наши замечания по внешнему виду - трещину фары, поцарапанные двери, успокоил, что ни каких проблем у нас не будет. Спросил, когда мы улетаем? Убедил, что машину нужно оставить в аэропорту, ключи положить под коврик. У него не оказалось сдачи, сказал, что нет проблем, деньги тоже положите под коврик. Я, конечно, такой коммунизм принять не мог, пошел, разменял сотню евро в ближайшем магазине. Возвратившись, отдал деньги, подписали бумагу, в которой ничего предосудительного не обнаружил. Грек раскланялся и испарился. Сажусь за руль, завожу машину, обращаю внимание на отсутствие в баке бензина, стрелка на нуле. Первая мысль: но и оставлю в аэропорту без бензина, какие проблемы. Едем в сторону центральной дороги на заправку. Подъезд к первой заправке перекрыт веревкой, понять ни чего не могу, греки говорят, что бензина нет. Едем в сторону Херсониса, до которого 8 км. Ближайшая к городу заправка также перекрыта, тусуются местные, кто-то с канистрами бегает, пытаемся выяснить - когда будет бензин, говорят, что не знают. Возвращаемся в гостиницу, с мыслью лишь бы не заглохнуть в пути. В гостинице пытаемся выяснить, что с бензином, говорят - забастовка, когда закончится, не знают. Звонок представителю принимающей фирмы, которая сразу заявила, - это Ваши проблемы, нужно было машину брать через нас. Звоним в , говорят, что завтра бензин будет. По телевизору показывают большие очереди на заправках в континентальной Греции, недовольство водителей. Вечером звоним домой, Олег уточняет через Интернет, что проблема серьезная и когда появиться топливо в продаже на заправках в Греции неизвестно.
Делать нечего, остались без колес, поэтому настроение никакое. Начинаем ходить пешком, до ближайшей заправки больше километра, периодически доходим до неё, однако топлива в продажи нет. Встречаем греков с канистрами, видимо по знакомству бензин отпускают.
Гостиница, в которой мы остановились - Афродита бич (Aphrodite beach hotel), официально имеет четыре звезды, хотя на наш взгляд тянула не более чем на три, особенно простотой убранства и сервисом номеров. Пешие походы от гостиницы вдоль побережья усиливали негативное впечатление. Находящаяся непосредственно у гостиницы искусственная бухта, имела грязный песок, на котором стояли платные зонтики и лежаки.
Ближайший более-менее приличный пляж находился примерно в полукилометре в западном направлении. Но в этот период, было ветрено, переменная облачность и штормовое холодное море, на пляжах выброшенный волнами хлам. Загорать пришлось у бассейна гостиницы, в котором была морская, хлорированная вода.
Думаю, достаточно написал, чтобы показать, какой плохой отдых на Крите.

 

Часть 2. Над Критом небо голубое.

14 мая с утра, после завтрака, идем пешком на заправку. Погода улучшилась, небо ясное, тепло. Но заправка закрыта. Возвращаемся в гостиницу. Пытаемся выяснить на ресепшене у Катерины - гречанки, которая чуть-чуть знает русский, обстановку с бензином. Она говорит, что вчера в Гераклионе (Iraklio) отстояла час и заправилась. Рядом находился немолодой грек, как сказала Катерина - шеф, мы поняли, что это был хозяин отеля. Катерина сообщила ему о нашей проблеме. Он взял телефонный справочник и стал обзванивать близлежащие заправки. Однако положительного результата не было. Мы пошли в номер, с намерением позвонить в и отказаться от машины. Не успели мы зайти в номер, звонит телефон, Катерина просит спуститься. Возвращаемся, нам дают от руки нарисованную карту с указанием заправки, в которой продают бензин. Летим туда, очередь с пол километра, через минут тридцать нам заливают пол бака, как мы поняли - действует ограничение, и мы счастливые возвращаемся в гостиницу, берем плавательные и походные принадлежности. Вручаем две баночки красной икры Катерине, для неё и шефа, и отправляемся в первую, настоящую поездку по Криту.
Едем в столицу острова - город Гераклион (в русском написании его, как только не называют: Ираклио, Ираклион, Гераклеон и др., в греческих книгах переведенных на русский язык - Гераклейон), учитывая, что до него всего 18 км. По национальной дороге, которая идет несколько выше и почти параллельно старой, ехать быстрее, поскольку она обходит населенные пункты. На третьем съезде в Гераклион поворачиваем направо и проезжаем по направлению к морю. Едем вдоль побережья, видим Венецианскую крепость, морской порт, затем поворачиваем направо, проезжаем через центр. Улицы, в основном узкие, с односторонним движением. Масса стоящих автомобилей и мотоциклов, найти место для стоянки практически не возможно. Дома невысокие, 2 - 4 этажа, встречаются церкви и соборы. Так созерцая окружающую обстановку и светофоры, выбираем южное направление и выезжаем из города. Через километров 5 подъезжаем к большим парковкам, расположенным слева по ходу движения, ищем и находим стоянку. Много автобусов с туристами и автомобилей. Оказывается, попадаем в главную достопримечательность Крита - Кносс.

Исторически-мифологический опус (детям не читать).

История древней Греции очень плотно переплетается с мифологией, и отличить, где сказка заканчивается и начинается быль, бывает довольно не просто.
Пропустив большой временной отрезок от Хаоса, с которого началось сотворение мира и появление титанов, обратимся к Крону - сыну Геи (Земли) и его жене Рее (его же сестре - титаниде). Так вот этот Крон боясь, что кто-либо из рожденных Реей детей лишит его власти (как воспоминание о своих грехах, об убиенном им отце Уране), при появлении на свет младенцев, сразу, не жуя, проглатывал их. Рея не могла уже терпеть такого от мужа-живоглота. Когда тот находился в одной из командировок, по быстрому родила сына и спрятала его в пещере на Крите. По приезду из командировки Крон спросил, где он? Рея протянула ему завернутую куклу, которую хозяин, не откладывая на потом, тут же проглотил. Так был спасен и выжил в Диктейской пещере Крита земной и небесный владыка, отец богов и людей - Зевс.
Так вот, у Зевса и его жены Европы было несколько сыновей, один из них - Минос был царем Крита, а столицей его царства являлся город Кносс с прекрасным дворцом и лабиринтом, который создал искусный зодчий Дедал, бежавший из Афин на Крит, преследуемый за убийство своего ученика. Женой Миноса была царица Пасифая (та еще штучка).
Видимо насытившись всеми человеческими утехами, решила Пасифая попробовать любви с быком. Призвала на помощь архитектора Дедала, тот сотворил сооружение:, и, от неестественной связи с быком родила ни то сына, ни то бычину, одним словом - Минотавра. Появился на свет уродец с человеческим телом и бычьей головой. Минос был мужиком спокойным, не стал сразу ни кому своими двусторонними секирами бошки рубить, только поместил Минотаврика в Кносском дворце. Благо Дедал там таких лабиринтов настроил, что сам черт не выйдет от туда, да и от людей подальше, чтобы не пугались и не сплетничали.
На утеху Минотавру из Афин периодически присылались по семь благородных юношей и знатных девушек, как кровная дань за убийство сына Миноса - Андрогея. Сын царя Афин Эгея - Тесей, вызвался отправиться на Крит в качестве жертвы с целью замочить Минотавра. По прибытию корабля с данью, дочь царя Миноса Ариадна с первого взгляда влюбилась в Тесея и, наученная Дедалом, каким образом не заблудиться в лабиринте, вручила Тесею клубок с нитью. Таким образом, Тесей победил Чудо-Юдо-Минотавра, выбрался из лабиринта и, прихватив критскую принцессу, отправился в Афины. Но Тессей забыл поменять черный траурный парус, как было договорено с отцом, на белый, в результате Эгей бросился со скалы в море - с тех пор названное его именем.
Про деяния засланца архитектора Миносу донесли, но чертовка Пасифая, своевременно предупредила Дедала, что ему царь не простит изобретения, связанные с быком и с нитью Ариадны. Дедал знал, что сбежать с острова морским путем ему и его сыну Икару не удастся, смастерил две пары крыльев, склеив их парафином. Полёт удался, однако Икару так понравилось лететь, что он решил направиться высоко-высоко, прямо к солнцу. Результат известен, парафин расплавился, и Икар разбился, - <птичку жалко, и не нужно отрываться от коллектива, как бы высоко не поднимался>.

Таким образом, перед нами предстал Кносский дворец минойской цивилизации со своими лабиринтами, который был раскопан только в 1900 году, тогда как в преданиях (мифах) старины далекой был известен. Постройка старого дворца относится к 1900-1700 годам до н.э., при этом древнегреческие мифы появились гораздо позже.
Старый и построенный на его месте новый дворец (1700-1450 годы до н.э.) представлял собой комплекс более чем из 1500 помещений расположенных на площади 22000 кв. м., отдельные из которых в высоту достигали 5 этажей. Его разрушение связывают с последствиями глобального извержения вулкана на острове Фера (Санторин), вызвавшего сильнейшее землетрясение и цунами. Отдельные постройки дворца отреставрированы. По дворцу передвигаются группы туристов с экскурсоводами, включая русскоговорящих. Поэтому любой может получить достаточно информации о дворце и всём, что с ним связано. Входной билет стоил 6 евро. Через дорогу напротив стоянки большое количество сувенирных и книжных магазинчиков, в которых можно купить книги о дворце и Крите, в том числе на русском языке.

Возвращаемся в гостиницу. Во второй половине дня едем в Херсонисос, проезжаем вдоль береговой черты, изучаем пляжи. На восточной окраине (перед музеем), находим небольшой, закрытый с двух сторон небольшими мысами, пляж. Есть стоянка, лежаки и зонтики. Купаемся, вода пока заходишь еще прохладная, но привыкаешь. На солнце тепло и можно загорать.
Бензина в свободной продаже не было еще два дня, поэтому далеко не уезжали, и поездки делали вдоль ближайших пляжей.
Когда появился бензин, вздохнули с облегчением и стали осуществлять поездки по Криту.

География, дороги и движение на Крите.

Крит пятый по площади остров в Средиземном море (после Сицилии, Сардинии, Корсики и Кипра). До материковой Греции всего 100 километров, а Африки - 800 км.
Читая в Интернете отзывы о путешествиях на авто по Криту, поражают заявления отдельных туристов о том, что они его весь объехали, маленький островок и в том же духе. Думаю, что это блеф. Тому подтверждение большое количество второстепенных - горных дорог, куда и жители крупных городов Крита ни когда не заезжали.
Длина острова 260 км., ширина от 60 до 12 км., площадь 8261 кв. км., протяженность береговой черты 1046 км.
На Крите три крупные горные системы высота отдельных до 2500 м. При этом большое количество деревень исторически расположены в труднодоступных горных районах, добраться до которых часто проблематично из-за узких и страшных дорог, пролегающих между пропастями и отвесными скалами, с которых срываются камнепады. Большое количество храмиков по погибшим вдоль дорог, говорят о наиболее опасных участках, даже на асфальтированных трассах.
Конечно, туристические маршруты и дороги, связаны только с наиболее известными достопримечательностями.
На Крите четыре административных области (нома). С запада на восток: Ханья с одноименным центром, Рефимно (центр Рефимно), Гераклион (столица острова - Гераклион) и Лассифи (Лассити, центр Агиос-Николас).
<Национальная> скоростная дорога, почти, соединяет центры номов. Почти, потому что еще строится высокогорная часть дороги над Малией в сторону Аг.-Николас. Идет строительство дороги от Ситии на запад, действующая - сплошной серпантин.
Особенности езды заключаются в том, что на более широких дорогах водители, которые не спешат, среди них основная часть чайники и туристы, прижимаются к правой кромке дороги, тем самым, позволяя обогнать себя, пропуская местных и прочих ассов без выезда их на встречную полосу. На горных дорогах, как правило, этого сделать нельзя, поэтому критяне <дергаются> и могут создать аварийную ситуацию, впрочем, они знают, где допустимо обогнать.
Существует проблема с парковкой, особенно в центрах столиц и у морских портов. Поскольку города на Крите в основном старые или даже древние, большинство улиц очень узкие, поэтому движение по ним одностороннее, да и то затруднено. Автомобили в своем большинстве - малолитражки.
Гаишников на дорогах не много, поэтому ограничение скорости большинством водителей не соблюдается. Тем не менее, видел одного с <прибором> в засаде, правда, мне встречный мигнул фарами, поэтому обошлось.
Есть на национальной дороге несколько туннелей, проезжая не забывайте выключать фары. Я однажды забыл и в результате разрядил аккумулятор, так как на ярком солнце свет фар не виден. После отдыха на пляже машина не завелась. Пришлось обращаться в ближайшую таверну. Там, хозяин, совершенно случайно, оказался бывшим механиком и, что совершенно странно (учитывая погодные условия Крита) в машине у него оказались провода с <крокодилами>. За оказанную услугу от бумажки в 10 евро, отказывался, но затем взял, пригласив нас в таверну. Отказаться было не удобно. Нам подали графинчик с раки (жаль, я был за рулем) легкую закуску и кофе. Машину не глушил часа три, но в Херсонисе пошли в магазин, пришлось выключить. В результате опять завести не смог. Глядя на состояние аккумулятора, было видно, что он просто умер от древности, видимо им пользовался еще Минос. Позвонил по сотовому в Еврокар, приехали, завели. Потребовал поменять <батарею>. Поехали к ним в <офис>, благо не далеко и в сторону нашей гостиницы. После замены аккумулятора проблем больше не возникало.
Карты, которые продаются на острове, имеют общий недостаток, они не точные, т.е. развилки, съезды показаны приблизительно и надеяться на них абсолютно нельзя. Поворот на Фалассарну на одной карте показан до Платаноса, на другой далеко поле этого селения, на самом деле поворот практически в центре поселка. В районе Малии - Святого Николаса и дальше на некоторых картах показана национальная дорога - <Е 75>, которая только в проекте, как говорят - там еще конь не валялся, только строится в отдельных местах.

Продолжение следует.

 

 
Designed by Mercator, 2003